Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс

Современное образование » Разработка системы межпредментых связей при подготовке учащихся к семейной жизни » Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс

Страница 1

«Домашней экономика» - изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому освоив домашнюю экономику, учащиеся осознанно будут изучать другие составляющие экономики.[8]

Изучение раздела преследует следующие цели:

вооружить учащихся знаниями о домашней экономике сформировать навыки ведения домашней финансовой документации;

воспитать уважение к собственности, ответственность, экономность, сформировать экономическое мышление, культуру потребления;

подготовить учащихся к выполнению роли потребителя, производителя, гражданина и первоначальные умения этих знаний в повседневной деятельности.

Изучение раздела решает следующие задачи:

познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;

развить целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные и нравственные устои и традиции;

раскрыть взаимосвязь семьи, общества и государства;

научить осуществлять несложные экономические расчеты и в первую очередь определять затраты на услуги (воду, газ, тепло, канализацию, уборку), продукты питания, одежду и др.;

подготовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;

сформировать качества рачительного хозяина и покупателя;

сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Из форм обучения рекомендуется применять рассказ, объяснение, беседу, диспут, дидактические игры, самостоятельную работу учащихся.

Перечень знаний и умений, формирующихся у учащихся.[8]

Учащиеся должны знать:

цели и значение домашней экономики;

общие правила ведения домашнего хозяйства;

составляющие домашнего бюджета и источники его доходной и расходной частей;

возможность рационального использования средств и пути их увеличения;

экономические связи семьи с рыночными структурами общества;

элементы семейного маркетинга и самоменеджмента;

роль членов семьи в формировании семейного бюджета;

экономическую взаимосвязь семьи, предприятий, государства и общества;

необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого члена;

цели и задачи экономики.

Учащиеся должны уметь:

анализировать семейный бюджет;

определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;

анализировать рекламу потребительских товаров;

осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности.

2.2. Тематическое планирование раздела «Домашняя экономика» с использованием дидактических игр, 8 класс

Класс,

часы

Тема занятия

Технические сведения

Практическая работа

Объект труда

Материалы и оборудование

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

8класс,

2 ч.

Домашняя экономика

Бюджет семьи.

Расходы семьи.

Менеджмент в домашней экономике.

Цели и задачи экономики. Семья – первичная социально-экономическая ячейка общества. Состав семьи. Экономические связи в семье. Недвижимость, личная и коллективная собственность, распределительные отношения в семье. Экономические связи в семье с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное хозяйство; его составляющие. Личное предпринимательство.

Цели и задачи экономики семьи.

Понятие о бюджете семьи. Анализ и планирование семейного бюджета. Источники дохода бюджета семьи: заработная плата и пенсия, доход на капитал, ценные бумаги, от приусадебного участка, предпринимательской деятельности. Забота государства о семье и её бюджете. Роль школьника в увеличении доходной части семейного бюджета и его законном использовании.

Постоянные и переменные расходы. Экономия средств. Ограниченность ресурсов семьи, рост потребностей. Распределение бюджета. Хозяйственная книга. Расходы на энергоносители: газ, уголь, дрова и т.д. Расчет потребностей в энергоносителях средней семьи. Расходы на услуги: отопление, водоснабжение, телефон и другие средства информации и телекоммуникации, квартплата, оплата за детский сад и другие платные учреждения образования и медицинские услуги. Расходы на питание. Физиологически обоснованные нормы расхода продуктов питания на человека, семью. Меню семьи.

Учет биологических требований к питанию семьи и её экономических возможностей. Затраты на питание. Составление меню семьи на день, неделю и его экономическое обоснование. Расходы на одежду и отдых. Непредвиденные расходы. Расчет потребительской корзины. Черта бедности. Бюджет школьника. Анализ ежедневных, еженедельных, месячных и годовых расходов. Лицевой счет школьника.

Осуществление учета, планирования, организации и контроля в семейной экономике. Самоменеджмент каждого члена семьи – залог его успеха в жизни. Производство товаров и услуг в условиях семьи. Рациональное использование ресурсов семьи. Физический и интеллектуальный труд. Забота каждого члена семьи о благополучии всех. Экономические возможности и экономические потребности семьи. Покупка товаров и услуг. Правила покупки товаров и услуг. Анализ рекламы. Изучение конъюнктуры рынка. Реклама товаров на упаковках. Защита прав потребителей. Инструкции пользования товарами и услугами. Вложение семейных средств в банки, ценные бумаги и т.п.

Составить финансовую документацию семьи по образцу выданному учителем.

Записать ресурсы своей семьи (земля, капитал, люди, технологии и т.д.).

Игровая ситуация –

Поездка в отпуск

Деловая игра «Бюджет семьи».

Дидактическая игра «Питание школьника за неделю»

Расчет прожиточного минимума семьи. Анализ расходов своей семьи в месяц.

Документация по экономике семьи.

Ценовая документация.

Чеки из магазинов, из фирм по оказанию услуг, ЖКО, квитанции банка и пр.

Книга расходов

Бумага формата А4, шариковая ручка, бланк.

Калькулятор,

бумага,ручка,

прайс-листы

турагентств,

ж/д вокзала,

аэропорта.

Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций.

Калькулятор, бумага, ручка, доска для демонстраций

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Классификация методов обучения и воспитания
Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделяют на методы преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.), методы учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование, в том числе практические работы, учебное иссл ...

Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике
Работа с образовательной статистикой единого государственного экзамена по математике осуществляется с помощью системы управления базы данных. Основные функции СУБД – это описание структуры базы данных, обработка данных и управление данными. Среди разработчиков базы данных (БД) большой популярностью ...

Профессиональное становление и развитие педагога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru