Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 1

Целью экспериментальной работы на данном этапе исследования явилось формирование общения слабослышащих детей, посещающих занятия в Центре, во внеурочной деятельности.

Для достижения указанной цели были поставлены задачи:

определение содержания работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей;

разработка форм совершенствования коммуникативных умений слабослышащих детей;

апробация сформулированных условий.

Содержание работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей включало в себя:

дополнение и расширение тематики диалогов в разделе программы "Развитие речи" за счет внесения тем, отражающих интересы и реальные ситуации общения слабослышащих учащихся;

разработку форм и способов повышения мотивации общения, использование упражнений по совершенствованию диалогической речи.

Важным условием достижения цели формирования диалогической речи слабослышащих детей стало повышение мотивации их общения. Это осуществлялось за счет организации встреч, совместной деятельности и общения со слышащими людьми в рамках часа общения.

Проведение работы по формированию диалогической речи осуществлялось во всех видах внеурочной деятельности. При этом обеспечивалась взаимосвязь обучающей работы во внеурочное время с уроками русского языка, развития речи и чтения, на которых учащиеся получают основные сведения о языке и речи.

Экспериментальную группу составили учащиеся тех классов, которые на констатирующем этапе эксперимента показали наихудшие результаты в устной коммуникации, в контрольную группу вошли слабослышащие школьники, продемонстрировавшие достаточный уровень речевой коммуникации.

Работа с участниками контрольной группы по формированию диалогической речи проводилась по традиционной методике.

Эффективность предлагаемой системы определялась результатами проведенного обучающего эксперимента.

Работа по формированию диалогической речи рассматривалась в тесной взаимосвязи с такими важными сторонами речевого развития слабослышащего ребенка, как формирование словарного запаса, становление грамматического строя речи, развитие навыков произношения, а также в связи с общим психическим развитием слабослышащих учащихся [12, с.7].

Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась в разных ситуациях, прежде всего, в процессе непосредственного общения, на занятиях, во время режимных моментов. Кроме того, использовались традиционные формы работы по развитию разговор речи: сюжетно-ролевые игры, составление диалога по картинкам, изготовление макетов и пр. Все диалоги обеспечивались базовым речевыми материалом (опорными речевыми конструкциями, словами речевого этикета и пр.)

Дети активно реагируют на события современной жизни. В связи с этим мы посчитали необходимым дополнить программное содержание раздела "Развитие речи" темами, которые отражают интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей. В" частности, в ходе диалогов обсуждались такие темы, как "В кафе", "Я играю в компьютерные игры" "Увлечения", "Олимпийские игры", "Путешествия", "Явления природы" и т.п. Например, при организации сюжетно-ролевых игр "В детском кафе", "Спортивный кружок" и пр. использовались следующие диалоги (Приложение 15).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Особенности факультативных занятий и их цели
Требования, предъявляемые учебной программой, рассчитаны на среднеуспевающего ученика. Но уже в начальной школе выделяются ученики, как с трудом овладевающие обязательными результатами обучения, так и ученики, проявляющие повышенный интерес и способности к учёбе. Всё это приводит к необходимости ис ...

Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности системы дошкольного образования г. Иркутска
Сфера образования в г. Иркутске традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для ...

Развитие, социализация и воспитание личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru