Целью экспериментальной работы на данном этапе исследования явилось формирование общения слабослышащих детей, посещающих занятия в Центре, во внеурочной деятельности.
Для достижения указанной цели были поставлены задачи:
определение содержания работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей;
разработка форм совершенствования коммуникативных умений слабослышащих детей;
апробация сформулированных условий.
Содержание работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей включало в себя:
дополнение и расширение тематики диалогов в разделе программы "Развитие речи" за счет внесения тем, отражающих интересы и реальные ситуации общения слабослышащих учащихся;
разработку форм и способов повышения мотивации общения, использование упражнений по совершенствованию диалогической речи.
Важным условием достижения цели формирования диалогической речи слабослышащих детей стало повышение мотивации их общения. Это осуществлялось за счет организации встреч, совместной деятельности и общения со слышащими людьми в рамках часа общения.
Проведение работы по формированию диалогической речи осуществлялось во всех видах внеурочной деятельности. При этом обеспечивалась взаимосвязь обучающей работы во внеурочное время с уроками русского языка, развития речи и чтения, на которых учащиеся получают основные сведения о языке и речи.
Экспериментальную группу составили учащиеся тех классов, которые на констатирующем этапе эксперимента показали наихудшие результаты в устной коммуникации, в контрольную группу вошли слабослышащие школьники, продемонстрировавшие достаточный уровень речевой коммуникации.
Работа с участниками контрольной группы по формированию диалогической речи проводилась по традиционной методике.
Эффективность предлагаемой системы определялась результатами проведенного обучающего эксперимента.
Работа по формированию диалогической речи рассматривалась в тесной взаимосвязи с такими важными сторонами речевого развития слабослышащего ребенка, как формирование словарного запаса, становление грамматического строя речи, развитие навыков произношения, а также в связи с общим психическим развитием слабослышащих учащихся [12, с.7].
Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась в разных ситуациях, прежде всего, в процессе непосредственного общения, на занятиях, во время режимных моментов. Кроме того, использовались традиционные формы работы по развитию разговор речи: сюжетно-ролевые игры, составление диалога по картинкам, изготовление макетов и пр. Все диалоги обеспечивались базовым речевыми материалом (опорными речевыми конструкциями, словами речевого этикета и пр.)
Дети активно реагируют на события современной жизни. В связи с этим мы посчитали необходимым дополнить программное содержание раздела "Развитие речи" темами, которые отражают интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей. В" частности, в ходе диалогов обсуждались такие темы, как "В кафе", "Я играю в компьютерные игры" "Увлечения", "Олимпийские игры", "Путешествия", "Явления природы" и т.п. Например, при организации сюжетно-ролевых игр "В детском кафе", "Спортивный кружок" и пр. использовались следующие диалоги (Приложение 15).
Читайте также:
Творческие занятия младших школьников на уроках
Содержание учебного материала и построения процесса обучения на уроках должны выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать качество личности и деятельности, обуславливающее проявление творчества в любом деле. Качество и эффективность обучения и проведение творчески ...
Психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к
учебной деятельности через использование современных информационных технологий
Широкая познавательная направленность (интерес к знаниям, к преодолению трудностей) формируется всем ходом обучения в школе. Познавательные интересы, как более глубокие, требуют для своего формирования особой работы. Еще более кропотливого труда требует воспитание мотивов самообразования. Формирова ...
Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих
детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...