Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 5

В целом, можно сказать, что программа по формированию и совершенствованию общения слабослышащих детей во внеурочной деятельности дала свои положительные результаты у большего количества детей, это означает, что данная программа имеет перспективу к применению ее в социальных учреждениях по решению проблем, связанных с социализацией слабослышащих детей.

В результате наблюдений, сделанных в ходе экспериментального обучения, мы смогли сформулировать для специалистов Центра методические рекомендации по формированию и совершенствованию общения слабослышащих детей во внеурочной деятельности:

В работе по совершенствованию диалогической речи у слабослышащих детей необходимо учитывать их социальные потребности в коммуникации и особенности их диалогической речи.

У слабослышащих детей следует формировать внимание и интерес к процессу и содержанию общения (сверстников и взрослых), к особенностям ведения диалога на основе наблюдений за коммуникацией собеседников, при просмотре художественных фильмов, в реальных ситуациях общения со слышащими людьми.

Необходимо развивать и совершенствовать способности слабослышащих детей понимать обращенную речь собеседника, в том числе, на основе слухо-зрительного восприятия устной речи. Важно уточнить представления учащихся о характере реплик и их роли в диалоге.

Следует активизировать, расширять и использовать уже имеющийся у слабослышащих детей словарный материал по различным темам, за счет чего у них увеличатся возможности поддерживать диалог на ту или иную тему, выдерживать и раскрывать тему полностью (т.е. обсуждать все основные аспекты затронутой темы, не оставлять вопросы без ответов).

Очень важно повышать мотивацию слабослышащих детей в диалоге, для чего полезно использовать часы общения со слышащими, коммуникативные разминки и "доски коммуникативной активности", стимулирующие инициативность и самостоятельность детей в устной коммуникации.

Следует активизировать творческую деятельность детей в процессе сюжетно-ролевых игр и в связи с чтением различных тексов (например, инсценирование ситуаций из жизни, чтение текстов по ролям и т.д.), что способствует развитию разговорной лексики, а также стимулирует познавательную активность слабослышащих детей.

Слабослышащие дети должны осознать социализирующую функцию диалога за счет расширения представлений о различных ситуациях общения; расширения круга общения, включения в него слышащих собеседников. Для этого необходимо организовывать встречи со слышащими собеседниками, в рамках которых у слабослышащих детей формируется умение проектировать свое коммуникативное поведение в целях налаживания контактов и общения с другими людьми, развиваются навыки самостоятельности в различных ситуациях.

Необходимо обогатить обучающую программу Центра диалогами на темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей.

Работу по формированию диалогической речи следует проводить во всех видах внеурочной деятельности, т.е. не только на воспитательских занятиях, но и в режимных моментах.

Необходимо обеспечить взаимосвязь работы по формированию диалогической речи у слабослышащих детей во внеурочное время с уроками русского языка, развития речи и чтения, на которых учащиеся получают основные сведения о языке и речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит ...

Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...

Педагогические условия и особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к субъекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органичес ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru