Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 5

В целом, можно сказать, что программа по формированию и совершенствованию общения слабослышащих детей во внеурочной деятельности дала свои положительные результаты у большего количества детей, это означает, что данная программа имеет перспективу к применению ее в социальных учреждениях по решению проблем, связанных с социализацией слабослышащих детей.

В результате наблюдений, сделанных в ходе экспериментального обучения, мы смогли сформулировать для специалистов Центра методические рекомендации по формированию и совершенствованию общения слабослышащих детей во внеурочной деятельности:

В работе по совершенствованию диалогической речи у слабослышащих детей необходимо учитывать их социальные потребности в коммуникации и особенности их диалогической речи.

У слабослышащих детей следует формировать внимание и интерес к процессу и содержанию общения (сверстников и взрослых), к особенностям ведения диалога на основе наблюдений за коммуникацией собеседников, при просмотре художественных фильмов, в реальных ситуациях общения со слышащими людьми.

Необходимо развивать и совершенствовать способности слабослышащих детей понимать обращенную речь собеседника, в том числе, на основе слухо-зрительного восприятия устной речи. Важно уточнить представления учащихся о характере реплик и их роли в диалоге.

Следует активизировать, расширять и использовать уже имеющийся у слабослышащих детей словарный материал по различным темам, за счет чего у них увеличатся возможности поддерживать диалог на ту или иную тему, выдерживать и раскрывать тему полностью (т.е. обсуждать все основные аспекты затронутой темы, не оставлять вопросы без ответов).

Очень важно повышать мотивацию слабослышащих детей в диалоге, для чего полезно использовать часы общения со слышащими, коммуникативные разминки и "доски коммуникативной активности", стимулирующие инициативность и самостоятельность детей в устной коммуникации.

Следует активизировать творческую деятельность детей в процессе сюжетно-ролевых игр и в связи с чтением различных тексов (например, инсценирование ситуаций из жизни, чтение текстов по ролям и т.д.), что способствует развитию разговорной лексики, а также стимулирует познавательную активность слабослышащих детей.

Слабослышащие дети должны осознать социализирующую функцию диалога за счет расширения представлений о различных ситуациях общения; расширения круга общения, включения в него слышащих собеседников. Для этого необходимо организовывать встречи со слышащими собеседниками, в рамках которых у слабослышащих детей формируется умение проектировать свое коммуникативное поведение в целях налаживания контактов и общения с другими людьми, развиваются навыки самостоятельности в различных ситуациях.

Необходимо обогатить обучающую программу Центра диалогами на темы, отражающие интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей.

Работу по формированию диалогической речи следует проводить во всех видах внеурочной деятельности, т.е. не только на воспитательских занятиях, но и в режимных моментах.

Необходимо обеспечить взаимосвязь работы по формированию диалогической речи у слабослышащих детей во внеурочное время с уроками русского языка, развития речи и чтения, на которых учащиеся получают основные сведения о языке и речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Социально-педагогический аспект социальной работы со слабослышащими детьми
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным эле ...

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

Обучение на расстоянии - что это такое
В современных социально- экономических условиях возможность получения заочного и вечернего образования очень важна. Не менее важной является задача переподготовки и повышения квалификации, и здесь дистанционное образование является незаменимым механизмом получения качественного образования. Информа ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru