Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 3

В рамках созданной системы обеспечивалась взаимосвязь проводимой работы по формированию диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время с подобной работой на уроках русского языка, развития речи и чтения, на которых дети получают основные сведения о языке и речи. Эта взаимосвязь прослеживалась при посещении уроков, совместного с социальным работником обсуждения речевых возможностей детей и т.д. Это, с одной стороны, позволяло слабослышащим детям полученные на уроках речевые умения реализовать во внеурочное время, с другой стороны, опыт речевой коммуникации, приобретаемый в общении со слышащими собеседниками во внеурочной деятельности, создавал благоприятные условия для развития речи на уроках.

В целях проверки эффективности программы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности, был проведен контрольный этап, определивший результаты экспериментального обучения, т.е. повторно организовывалось наблюдение за общением слабослышащих детей со слышащими собеседниками. Анализ результатов эксперимента свидетельствует о значительных изменениях в диалогической речи у детей экспериментальной группы.

Сведенные в Приложение 19 результаты говорят о том, что по сравнению с данными констатирующего эксперимента, изменилось соотношение реплик-стимулов и реплик-ответов у детей экспериментальной группы, в отличие от исследуемых контрольной группы. Так, на момент проведения контрольного эксперимента, у детей экспериментальной группы количество реплик стимулов значительно выросло и стало составлять, практически, половину всего числа реплик диалога. У школьников контрольной группы отмечались незначительные сдвиги в сторону увеличения количества реплик-стимулов.

Остановимся на характеристике реплик, использованных в диалогическом общении. В репликах-ответах слабослышащих исследуемых экспериментальной группы на констатирующем этапе часто можно было наблюдать типичные фразы, отработанные на занятиях по той или иной теме. Например, на вопрос "Какое время года вы любите?" учащийся четвертого класса ответил "Лето. Летом светит солнышко, деревья зеленые, дети отдыхают на каникулах". На контрольном этапе экспериментальной работы лексическое наполнение реплик расширилось, появились вводные, обиходно-разговорные слова и фразы, которые отрабатывались с экспериментальной группой в процессе экспериментального обучения. Например, на тот же вопрос "Какое время года вы любите?" учащийся того же четвертого класса ответил "Я люблю лето, потому что обычно летом бывает жарко и еще летом можно купаться. Например, на море или на речке".

Реплики-стимулы, которые в констатирующем эксперименте высказывались исследуемыми экспериментальной группы в виде встречных вопросов, например, "А вы?", на контрольном этапе стали содержать слова вежливости, обращения. Например, "Скажите, пожалуйста, сколько вам лет?" или "Извините, а где вы живете?".

В рамках констатирующего эксперимента отмечено, что характер немногочисленных реплик слабослышащих детей экспериментальной группы описательный, т.е. дети ограничивались короткими ответами на вопросы или просто делились со своими слышащими собеседниками информацией по новой или уже обсуждаемой ранее теме. При этом у них не наблюдалось желания продолжить разговор на эту тему, т.е. не проявлялся познавательный интерес в диалоге. На контрольном этапе у них, помимо того, что возросло общее количество реплик-стимулов, изменился и их характер. Учащиеся старались не только отвечать на вопросы по обсуждаемой теме, но и самостоятельно формулировали вопросы по интересующим темам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Оценка эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК по итогам практики в школе
Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих тех ...

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Изучение самоотношения подростков с задержкой психического развития в системе практической службы специального образования
Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна при ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru