Мотивация общения является чрезвычайно важным условием для развития диалогической речи детей с нарушенным слухом. Повышение мотивации общения осуществлялось в первую очередь за счет проведения предложенных и разработанных нами часов общения со слышащими собеседниками, которые организовались, как правило, раз в 1-2 недели, по окончании изучения определенной темы по развитию речи. Во время этих встреч приглашались слышащие гости (родители кого-либо из учеников, студенты-практиканты, слышащие учащиеся из соседних школ и т.п.), организовывалась совместная с ними деятельность. Это были совместные просмотры фильмов и телепередач с комментированием и последующим обсуждением, рассматривание фотографий, изготовление поделок, проведение экскурсий, ролевых игр, интервью и т.п.
Встречи со слышащими гостями в рамках часа общения были наполнены живым общением, оказывали большое позитивное влияние на приобретение коммуникативного опыта со слышащими собеседниками. В ходе общения школьники с нарушенным слухом узнавали различные варианты высказываний, у них совершенствовался навык восприятия устной речи незнакомого человека.
Перед проведением часа общения воспитатель знакомил детей с готовыми речевыми конструкциями, которые использовались потом в общении. На видном месте (стенд, стена классной комнаты, парты учеников) размещались типичные, наиболее характерные для диалога высказывания.
Речевой материал, используемый в рамках часа общения (в т. ч. и при организации ролевых игр со слышащими), отражал реальные ситуации общения и обязательно содержал вводные фразы, речевые обороты и слова этикета.
Примерное содержание часа общения представлено в Приложении 16.
Важное значение в реализации системы формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности имели упражнения (коммуникативные разминки и тренировочные диалоги) (Приложение 17).
Работа по формированию диалогической речи органично вплеталась в работу социального работника. Так, например, в ходе запланированного занятия, по конструированию в процессе работы с конструктором использовались традиционные формы организации работы детей (парами, бригадами, тройками, по конвейеру, под руководством "маленького помощника"), что способствовало общению детей между собой. Наряду с общением, связанным с конкретной предметно-практической деятельностью (например, при изготовлении автобуса из деталей конструктора) социальный работник побуждал детей вспомнить, как надо себя вести в общественном транспорте, и организовывал диалог. В ходе подобных диалогов отрабатывались различные варианты реплик-стимулов и реплик-ответов, дети тренировались в умении кратко отвечать на вопрос собеседника, пользоваться речевым этикетом и т.д.
У учащихся целенаправленно формировались такие речевые умения, как использование реплик-стимулов и реплик-ответов побуждающего характера, умение приветствовать и общаться с людьми с помощью слов и фраз речевого этикета и т.п. Примерное содержание занятий сюжетно-ролевой игрой представлено в Приложении 18.
На занятиях по внеклассному чтению в процессе работы с текстом социальный работник обращал внимание детей на некоторые диалоги литературных персонажей, которые могли служить образцом для построения общения со слабослышащими учащимися. С целью закрепления подобных вариантов общения ребята читали по ролям, инсценировали отрывки.
Читайте также:
Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище
Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть ...
Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рассказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать уч ...
Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...