Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 2

Мотивация общения является чрезвычайно важным условием для развития диалогической речи детей с нарушенным слухом. Повышение мотивации общения осуществлялось в первую очередь за счет проведения предложенных и разработанных нами часов общения со слышащими собеседниками, которые организовались, как правило, раз в 1-2 недели, по окончании изучения определенной темы по развитию речи. Во время этих встреч приглашались слышащие гости (родители кого-либо из учеников, студенты-практиканты, слышащие учащиеся из соседних школ и т.п.), организовывалась совместная с ними деятельность. Это были совместные просмотры фильмов и телепередач с комментированием и последующим обсуждением, рассматривание фотографий, изготовление поделок, проведение экскурсий, ролевых игр, интервью и т.п.

Встречи со слышащими гостями в рамках часа общения были наполнены живым общением, оказывали большое позитивное влияние на приобретение коммуникативного опыта со слышащими собеседниками. В ходе общения школьники с нарушенным слухом узнавали различные варианты высказываний, у них совершенствовался навык восприятия устной речи незнакомого человека.

Перед проведением часа общения воспитатель знакомил детей с готовыми речевыми конструкциями, которые использовались потом в общении. На видном месте (стенд, стена классной комнаты, парты учеников) размещались типичные, наиболее характерные для диалога высказывания.

Речевой материал, используемый в рамках часа общения (в т. ч. и при организации ролевых игр со слышащими), отражал реальные ситуации общения и обязательно содержал вводные фразы, речевые обороты и слова этикета.

Примерное содержание часа общения представлено в Приложении 16.

Важное значение в реализации системы формирования диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности имели упражнения (коммуникативные разминки и тренировочные диалоги) (Приложение 17).

Работа по формированию диалогической речи органично вплеталась в работу социального работника. Так, например, в ходе запланированного занятия, по конструированию в процессе работы с конструктором использовались традиционные формы организации работы детей (парами, бригадами, тройками, по конвейеру, под руководством "маленького помощника"), что способствовало общению детей между собой. Наряду с общением, связанным с конкретной предметно-практической деятельностью (например, при изготовлении автобуса из деталей конструктора) социальный работник побуждал детей вспомнить, как надо себя вести в общественном транспорте, и организовывал диалог. В ходе подобных диалогов отрабатывались различные варианты реплик-стимулов и реплик-ответов, дети тренировались в умении кратко отвечать на вопрос собеседника, пользоваться речевым этикетом и т.д.

У учащихся целенаправленно формировались такие речевые умения, как использование реплик-стимулов и реплик-ответов побуждающего характера, умение приветствовать и общаться с людьми с помощью слов и фраз речевого этикета и т.п. Примерное содержание занятий сюжетно-ролевой игрой представлено в Приложении 18.

На занятиях по внеклассному чтению в процессе работы с текстом социальный работник обращал внимание детей на некоторые диалоги литературных персонажей, которые могли служить образцом для построения общения со слабослышащими учащимися. С целью закрепления подобных вариантов общения ребята читали по ролям, инсценировали отрывки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначае ...

Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения
А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно пре ...

История возникновения и развития факультативных занятий по математике
В начале ХХ века в средней общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые занятия по математике с целью развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения. Групповые занятия предназначались только для желающих, при их разработке учитывалис ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru