Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 4

Стоит отметить тот факт, что на момент проведения контрольного эксперимента дети экспериментальной группы стали гораздо меньше сопровождать свои реплики жестами. Замена реплик диалога жестами не наблюдалась. У исследуемых контрольной группы во время проведения контрольного эксперимента отмечались сопровождение и замена словесных реплик диалога жестами.

Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях в устной коммуникации у детей экспериментальной группы:

в диалогической речи слабослышащих детей увеличилось количество реплик-стимулов;

увеличился объем реплик, используемых слабослышащими детьми в диалоге;

повысился общий уровень речевой коммуникации слабослышащих детей;

слабослышащие дети стали лучше понимать смысл обращенной к ним речи;

дети стали пользоваться словами и фразами речевого этикета;

повысилась мотивация, активность и инициативность слабослышащих детей в диалоге;

расширилась тематика диалогов, отражающая реальные жизненные интересы и ситуации;

увеличилась полнота раскрытия и выдержанность тем диалогов.

У учащихся контрольной группы сохранились особенности диалогической речи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента:

пассивная позиция в диалоге;

короткие и неразвернутые реплики диалога (например, ответы "Да", "Нет", "Там", "Не знаю" и т.п.);

замены ответных реплик на соответствующие утвердительные или отрицательные жесты;

существенные трудности в понимании обращенной речи собеседника (многие учащиеся продолжали переспрашивать, так как часто не понимали обращенную речь);

отсутствие желания продолжить разговор на определенную тему;

сопровождение или замена реплик диалога жестами (в основном учащиеся контрольной группы жестикулировали названия фильмов, магазинов, имена друг друга и т.п.). Здесь стоит заметить, что детям с нарушенным слухом, в т. ч. слабослышащим, свойственно прибегать в процессе общения к жестам. Но необходимо подчеркнуть несовместимость использования этих средств коммуникации со словесным общением со слышащими;

пониженная речевая активность, невнимательность;

редкое использование форм речевого этикета в диалоге;

большинство тем диалога не выдерживаются, т.е. ограничиваются 1-2 репликами.

Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Наблюдения, осуществляемые в ходе формирующего эксперимента, позволили заключить, что система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время способствует положительной динамике в их общем речевом развитии.

Так у слабослышащих детей повысилась активность и инициативность в устной коммуникации, они стали пользоваться словами и фразами речевого этикета, у них повысилась мотивация общения, появилась желание общаться, увеличилось количество реплик и их объем и др.

Проведенный контрольный этап показал в целом положительную динамику в развитии диалогической речи слабослышащих детей, в увеличении объема реплик, в развитии познавательной активности в диалоге, в умении грамотно вести диалог. В результате контрольного эксперимента подтвердилась эффективность предложенной нами программы.

Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о положительной динамике в овладении словесным общением слабослышащими детьми экспериментальной группы и указывает на целесообразность и необходимость реализации предложенной нами системы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Разработка уроков по теме "Полные квадратные уравнения"
Урок-программирование по теме " Полные квадратные уравнения" (уравнения общего вида) Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие полного квадратного уравнения, научить учащихся решать полные квадратные уравнения, развивать математическую речь, внимание, самостоятельность. О ...

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультуры дошкольников средствами дидактической игры
Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 6 «Аленький цветочек» г. Йошкар-Олы. Детский сад работает по программе «Детство». В детском саду 6 групп (2 ясельные: 1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет,2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до 4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru