Стоит отметить тот факт, что на момент проведения контрольного эксперимента дети экспериментальной группы стали гораздо меньше сопровождать свои реплики жестами. Замена реплик диалога жестами не наблюдалась. У исследуемых контрольной группы во время проведения контрольного эксперимента отмечались сопровождение и замена словесных реплик диалога жестами.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях в устной коммуникации у детей экспериментальной группы:
в диалогической речи слабослышащих детей увеличилось количество реплик-стимулов;
увеличился объем реплик, используемых слабослышащими детьми в диалоге;
повысился общий уровень речевой коммуникации слабослышащих детей;
слабослышащие дети стали лучше понимать смысл обращенной к ним речи;
дети стали пользоваться словами и фразами речевого этикета;
повысилась мотивация, активность и инициативность слабослышащих детей в диалоге;
расширилась тематика диалогов, отражающая реальные жизненные интересы и ситуации;
увеличилась полнота раскрытия и выдержанность тем диалогов.
У учащихся контрольной группы сохранились особенности диалогической речи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента:
пассивная позиция в диалоге;
короткие и неразвернутые реплики диалога (например, ответы "Да", "Нет", "Там", "Не знаю" и т.п.);
замены ответных реплик на соответствующие утвердительные или отрицательные жесты;
существенные трудности в понимании обращенной речи собеседника (многие учащиеся продолжали переспрашивать, так как часто не понимали обращенную речь);
отсутствие желания продолжить разговор на определенную тему;
сопровождение или замена реплик диалога жестами (в основном учащиеся контрольной группы жестикулировали названия фильмов, магазинов, имена друг друга и т.п.). Здесь стоит заметить, что детям с нарушенным слухом, в т. ч. слабослышащим, свойственно прибегать в процессе общения к жестам. Но необходимо подчеркнуть несовместимость использования этих средств коммуникации со словесным общением со слышащими;
пониженная речевая активность, невнимательность;
редкое использование форм речевого этикета в диалоге;
большинство тем диалога не выдерживаются, т.е. ограничиваются 1-2 репликами.
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Наблюдения, осуществляемые в ходе формирующего эксперимента, позволили заключить, что система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время способствует положительной динамике в их общем речевом развитии.
Так у слабослышащих детей повысилась активность и инициативность в устной коммуникации, они стали пользоваться словами и фразами речевого этикета, у них повысилась мотивация общения, появилась желание общаться, увеличилось количество реплик и их объем и др.
Проведенный контрольный этап показал в целом положительную динамику в развитии диалогической речи слабослышащих детей, в увеличении объема реплик, в развитии познавательной активности в диалоге, в умении грамотно вести диалог. В результате контрольного эксперимента подтвердилась эффективность предложенной нами программы.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о положительной динамике в овладении словесным общением слабослышащими детьми экспериментальной группы и указывает на целесообразность и необходимость реализации предложенной нами системы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности.
Читайте также:
Теоретические исследования в системе специального
образования детей и подростков
Проблемой специального образования занимается специальная (коррекционная) педагогика. Именно поэтому необходимо разобрать основные понятия. Специальная педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограничен ...
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного
возраста
Патриотизм (греч. patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходя ...
Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...