Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 4

Стоит отметить тот факт, что на момент проведения контрольного эксперимента дети экспериментальной группы стали гораздо меньше сопровождать свои реплики жестами. Замена реплик диалога жестами не наблюдалась. У исследуемых контрольной группы во время проведения контрольного эксперимента отмечались сопровождение и замена словесных реплик диалога жестами.

Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях в устной коммуникации у детей экспериментальной группы:

в диалогической речи слабослышащих детей увеличилось количество реплик-стимулов;

увеличился объем реплик, используемых слабослышащими детьми в диалоге;

повысился общий уровень речевой коммуникации слабослышащих детей;

слабослышащие дети стали лучше понимать смысл обращенной к ним речи;

дети стали пользоваться словами и фразами речевого этикета;

повысилась мотивация, активность и инициативность слабослышащих детей в диалоге;

расширилась тематика диалогов, отражающая реальные жизненные интересы и ситуации;

увеличилась полнота раскрытия и выдержанность тем диалогов.

У учащихся контрольной группы сохранились особенности диалогической речи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента:

пассивная позиция в диалоге;

короткие и неразвернутые реплики диалога (например, ответы "Да", "Нет", "Там", "Не знаю" и т.п.);

замены ответных реплик на соответствующие утвердительные или отрицательные жесты;

существенные трудности в понимании обращенной речи собеседника (многие учащиеся продолжали переспрашивать, так как часто не понимали обращенную речь);

отсутствие желания продолжить разговор на определенную тему;

сопровождение или замена реплик диалога жестами (в основном учащиеся контрольной группы жестикулировали названия фильмов, магазинов, имена друг друга и т.п.). Здесь стоит заметить, что детям с нарушенным слухом, в т. ч. слабослышащим, свойственно прибегать в процессе общения к жестам. Но необходимо подчеркнуть несовместимость использования этих средств коммуникации со словесным общением со слышащими;

пониженная речевая активность, невнимательность;

редкое использование форм речевого этикета в диалоге;

большинство тем диалога не выдерживаются, т.е. ограничиваются 1-2 репликами.

Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Наблюдения, осуществляемые в ходе формирующего эксперимента, позволили заключить, что система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время способствует положительной динамике в их общем речевом развитии.

Так у слабослышащих детей повысилась активность и инициативность в устной коммуникации, они стали пользоваться словами и фразами речевого этикета, у них повысилась мотивация общения, появилась желание общаться, увеличилось количество реплик и их объем и др.

Проведенный контрольный этап показал в целом положительную динамику в развитии диалогической речи слабослышащих детей, в увеличении объема реплик, в развитии познавательной активности в диалоге, в умении грамотно вести диалог. В результате контрольного эксперимента подтвердилась эффективность предложенной нами программы.

Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о положительной динамике в овладении словесным общением слабослышащими детьми экспериментальной группы и указывает на целесообразность и необходимость реализации предложенной нами системы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг
Важнейшим аспектом деятельности системы российских эмигрантских студенческих обществ и союзов в 1920-1930-е годы являлось оказание многоаспектной помощи своим членам, а также и тем российским студентам, которые обращались к ним за разовой (в основном административной и правовой) поддержкой. Российс ...

Структура деловой игры
В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность ...

Содержание, формы и методы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
В первой главе квалификационной работы нами были раскрыты теоретические основы обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезных станках, выявлены исходные предпосылки формирования у учащихся необходимых знаний, умений и навыков в программном содержании ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru