Стоит отметить тот факт, что на момент проведения контрольного эксперимента дети экспериментальной группы стали гораздо меньше сопровождать свои реплики жестами. Замена реплик диалога жестами не наблюдалась. У исследуемых контрольной группы во время проведения контрольного эксперимента отмечались сопровождение и замена словесных реплик диалога жестами.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о позитивных изменениях в устной коммуникации у детей экспериментальной группы:
в диалогической речи слабослышащих детей увеличилось количество реплик-стимулов;
увеличился объем реплик, используемых слабослышащими детьми в диалоге;
повысился общий уровень речевой коммуникации слабослышащих детей;
слабослышащие дети стали лучше понимать смысл обращенной к ним речи;
дети стали пользоваться словами и фразами речевого этикета;
повысилась мотивация, активность и инициативность слабослышащих детей в диалоге;
расширилась тематика диалогов, отражающая реальные жизненные интересы и ситуации;
увеличилась полнота раскрытия и выдержанность тем диалогов.
У учащихся контрольной группы сохранились особенности диалогической речи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента:
пассивная позиция в диалоге;
короткие и неразвернутые реплики диалога (например, ответы "Да", "Нет", "Там", "Не знаю" и т.п.);
замены ответных реплик на соответствующие утвердительные или отрицательные жесты;
существенные трудности в понимании обращенной речи собеседника (многие учащиеся продолжали переспрашивать, так как часто не понимали обращенную речь);
отсутствие желания продолжить разговор на определенную тему;
сопровождение или замена реплик диалога жестами (в основном учащиеся контрольной группы жестикулировали названия фильмов, магазинов, имена друг друга и т.п.). Здесь стоит заметить, что детям с нарушенным слухом, в т. ч. слабослышащим, свойственно прибегать в процессе общения к жестам. Но необходимо подчеркнуть несовместимость использования этих средств коммуникации со словесным общением со слышащими;
пониженная речевая активность, невнимательность;
редкое использование форм речевого этикета в диалоге;
большинство тем диалога не выдерживаются, т.е. ограничиваются 1-2 репликами.
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Наблюдения, осуществляемые в ходе формирующего эксперимента, позволили заключить, что система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время способствует положительной динамике в их общем речевом развитии.
Так у слабослышащих детей повысилась активность и инициативность в устной коммуникации, они стали пользоваться словами и фразами речевого этикета, у них повысилась мотивация общения, появилась желание общаться, увеличилось количество реплик и их объем и др.
Проведенный контрольный этап показал в целом положительную динамику в развитии диалогической речи слабослышащих детей, в увеличении объема реплик, в развитии познавательной активности в диалоге, в умении грамотно вести диалог. В результате контрольного эксперимента подтвердилась эффективность предложенной нами программы.
Анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о положительной динамике в овладении словесным общением слабослышащими детьми экспериментальной группы и указывает на целесообразность и необходимость реализации предложенной нами системы формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности.
Читайте также:
Нормативно-правовая база управления муниципальным общеобразовательным
учреждением
образовательный школа кадровый трудовой К нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность муниципального общеобразовательного учреждения, относятся [15, с. 133]: 1.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». 2.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». 3.Гражд ...
Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...
Сущность принципа толерантности и его значение при
формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...