Анализ опубликованного методического опыта

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе » Анализ опубликованного методического опыта

Страница 9

Фоном для проведения сказкотерапии была джазовая музыка (саксофон).

Непосредственно во время игрового сеанса терапевт вел краткий протокол, а после завершения занятия и ухода других участников описывал произошедшие события более подробно. Фиксировались также эмоциональные реакции всех участников игры, по возможности подробно воспроизводились игровые диалоги, схематично намечалось развитие сюжета на следующем сеансе. Также в конце каждого занятия терапевт подробно зарисовывал схему расположения игровых предметов, взаимное расположение героев, включая направление взгляда персонажей. Игровое поле всегда "очищалось" только после ухода других участников игры, все игровые предметы помещались в коробку (для каждой игровой группы отдельную). На очередном занятии все предметы располагались на игровом поле в строгом соответствии со схемой до прихода других участников группы. Очевидно, что такой подход стимулировал творческое мышление всех участников игры, позволял им глубже обдумать произошедшие на очередном сеансе события и создавал ощущение самостоятельной и независимой "жизни" всех персонажей сказки в неигровое время. Как отмечал К.Г. Юнг, "активное воображение, как следует из самого термина, означает, что образы живут своей собственной жизнью и символические события происходят согласно их собственной логике.".

Особенности проведения сказкотерапии

Сюжет сказки не продумывался заранее, проговаривались и описывались только имя, внешний вид главного героя, его происхождение, условия жизни "здесь и теперь", окружающая среда.

Герой не выбирался из заранее подготовленных игрушек, предметов, а лепился из пластилина, причем одновременно как положительный, так и отрицательный герои (первое домашнее задание).

Правила поведения были более гибкими, чем принимаемые традиционно: допускалось физическое воздействие на другие персонажи (без разрушения); монологи и диалоги произносились не только от первого, но и от второго лица (по желанию участника); в неигровое время было возможным обсуждение отдельных элементов процесса между участниками. Частота игровых сеансов составляла два раза в неделю длительностью один час.

С целью критического снижения сопротивления участников, для предупреждения реакций переноса и контрпереноса в определенный момент (на 3-4 сеансе) главный герой терапевта наделялся способностью быть невидимым (при помощи различных "магических предметов"), что обязывало героев других участников общаться только между собой, без вербального вмешательства терапевта.

С определенного момента (4-5 сеанс) один из "предметов" главного героя участника игры - терапевта - фотография с изображением ребенка (сам терапевт в детском возрасте)"оживал" и ребенок с фотографии становился самостоятельно действующим персонажем сказки.

Действие сказки разворачивалось в двух "странах": в "Хорошем месте" - среде обитания главного героя и в "Страшном месте" (сне) - среде обитания отрицательного персонажа ("тени"). События происходили как поочередно, так и одновременно в двух "странах". Кроме того подразумевалось существование "Страны детства", о событиях, происходивших и происходящих в которой всем героям рассказывал персонаж сказки - ребенок с фотографии терапевта.

Все события, происходившие в "Стране детства" (события были только позитивными), переносились в среды обитания главных героев и "теней".

Для активации бессознательных структур, обеспечивающих личностное развитие в неигровое время, каждый сеанс завершался домашним заданием (рисунок, лепка).

Для дальнейшего развития творческого мышления, формирования ощущения полного завершения сюжета сказки, стратегической проработки жизненного плана и для оценки терапевтом эффективности проведенных сеансов сказкотерапии на окончательном сеансе предлагалось написание письма одним главным героем другому от первого лица (последнее домашнее задание)

Периодически действие сказки происходило в реальном времени. Если, например, один из героев после общения с каким-либо персонажем в "Страшном месте" через две минуты возвращался в "Хорошее место", считалось, что общение происходило именно две минуты назад. Однако, допускалось также, что за эти две минуты могло произойти много различных событий, которые в реальной жизни происходят за годы. Рядом с игровым полем размещались часы. Это позволяло постоянно удерживать внимание всех участников на процессе игры в течение всего сеанса (1 час) и делать акцент на ощущениях и чувствах "здесь и теперь". Не было ограничений по временным рамкам только для написания письма: считалось, что между завершением сказки и написанием письма уже прошел период, равный нескольким годам.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...

Все ли уроки личностно – ориентированны
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направ­ленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение лич ...

Педагогика в системе наук о человеке
Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Свое на ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru