Анализ опубликованного методического опыта

Современное образование » Волшебная сказка и ее изучение в начальной школе » Анализ опубликованного методического опыта

Страница 8

Перед разыгрыванием сказки воспитатель индивидуально встречается с каждым участником сказкотерапевтического занятия и проговаривает ему психологические особенности его героя.

Разыгрывание сказки - в сказочном сюжете должна быть сюжетная линия, кульминация и развитие сказочного сюжета. Стимулирует развитие сказочного сюжета ведущий (воспитатель).

Во время разыгрывания сказки главные герои осуществляют повествование и взаимодействие не по сценарию, а от себя.

Каждый человек должен проявить свою личную позицию во время разыгрывания сказки. У нее должно быть логическое завершение.

Этап обсуждения занятия по сказкотерапии.

Участникам занятия необходимо понять основные идеи сказки, т.е. что с помощью ее хотели передать автор сказки.

Воспитатель заранее подготавливает вопросы: О чем сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как это знание мы будем использовать в своей жизни?

Далее мы обсуждает мнение героев сказки, мотивы их поступков. Назначение этого обсуждения - выявление видимой и скрытой мотивации героев.

Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения - активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей?

Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносят поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он разрушитель, в каких - созидатель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Важно, чтобы ребёнок понял возможные способы разрешения трудной жизненной ситуации.

Методика проведения сказкотерапии.

Опыт использования сказкотерапии в условиях детского дома (теоретический анализ и рекомендации по применению методики) на примере Первомайского детского дома - интерната

Основной контингент - дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича, последствием перинатальной энцефалопатии, патологией опорно-двигательного аппарата, с генетическими аномалиями (в частности - с синдромом Дауна), дети, страдающие ранним детским аутизмом. Работают отделения коррекции психических, речевых, двигательных расстройств, трудотерапии, социальной адаптации, кондуктивной педагогики, спортивной реабилитации, физиотерапии. Основное направление работы автора статьи - занятия с детьми, страдающими ранним детским аутизмом и сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Основной принцип метода - духовное, целостное развитие личности ребенка.

Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

Описание методики.

В течение двух лет на базе данного учреждения проводились сказкотерапевтические занятия (сочинение и разыгрывание сказки с последующим аналитическим разбором) одновременно и независимо с несколькими игровыми группами. Правила поведения были общими как для каждого участника игры, так и для терапевта. Стилем проведения занятий автор выбрал недирективный подход, позволяющий наиболее полно реализовать творческий потенциал участников и дающий возможность их личностному росту.

Для проведения игровых сеансов использовался рабочий кабинет терапевта, действие сказки разворачивалось на поверхности стола, к которому скотчем был прикреплен лист ватмана. К началу каждого занятия для возможного использования в любой момент игрового процесса подготавливались краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Урок иностранного языка. Сущность урока, виды уроков
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя /Сухомлинский В.А. / Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ зак ...

Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...

Сущность обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
Чтобы решить вопросы привития учащихся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на эвенском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическую речь от литературно обработанной, нормированной книжной речи. Обучение диалогической речи, кроме усвоен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru