История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 4

К особенностям того периода относят то, что работа детских объединений всегда происходила по инициативе взрослых, которые стремились полностью организовать жизнь детей. Такой подход, с одной стороны, способствовал событийности внешкольной деятельности, яркости проведенных мероприятий и праздничным воспоминаниям. Но, с другой стороны, не побуждал активности детей, не создавал возможностей для самореализации. Одним из первых это отметил С.Т. Шацкий, который в свою педагогическую деятельность стремился организовать как взаимодействие равноправных партнеров: "Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской породы. Обыкновенно же детские учреждения организуются на основе тех требований, которые предъявляют к детям общество и государство, не считаясь с требованиями ребенка".

Примерно в эти же годы в России появляется первая массовая детская организация - скаутизм. Зародившись в Англии, это движение быстро стало популярным во многих странах и активно развивалось в России, где появление подобной организации было особенно актуально, в связи с практическим отсутствием подобных форм работы с детьми и подростками. В России первый отряд скаутов был создан в 1909 году гвардейским офицером О. И. Пантюховым в г. Павловске. К 1917 году дружины и отряды скаутов действовали в 143 российских городах и насчитывали около 50 тыс. человек. Оживлению скаутского движения способствовало создание в 1914 году Московского общества содействия юным разведчикам "Русский скаут" (под председательством генерал-майора в отставке И. И. Чайковского). Покровительницей этого общества была великая княгиня Елизавета Федоровна. В летние месяцы для скаутов открывались специальные лагеря, где каждый мог провести около двух недель. Девизом скаутов были слова: "Будь готов!", заимствованные впоследствии пионерской организацией вместе с атрибутикой этого движения [4].

30 декабря 1912 года открывается Первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. На съезде принимается резолюция, в которой, в том числе, говорится о необходимости повсеместной организации и деятельности семейных детских клубов: " Устройство детских клубов для всех слоев населения необходимо для нравственного и умственного развития подрастающего поколения… Задачей детского клуба является разумный отдых детей в семейном кругу, сообщение им знаний, соответствующих их стремлениям, а также удовлетворение их творческих запросов".

Внешкольные детские заведения быстро становятся привлекательными как для молодых прогрессивно настроенных педагогов, так и для детей и подростков. Первых привлекала перспектива освоения новых форм работы с детьми, возможность профессионального творческого роста и качественного улучшения результативности педагогического процесса в условиях нетрадиционного педагогического взаимодействия. Для подрастающего поколения значимым являлся демократический и гуманистический настрой педагогов, открытость и добровольность выбора сферы деятельности, возможность творческой самореализации в атмосфере доброжелательности. Таким образом, развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув, как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых, опирающихся на прогрессивные традиции народной педагогики. Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Мультимедиа-технологии как предмет научного рассмотрения
Научное рассмотрение появившихся в прошлом столетии и распространяющихся по сей день новых информационных технологий и проблемы их практического применения в различных сферах, в том числе, в сфере образования, началось в конце XX века – вследствие, собственно, рождения этих технологий. Бурное распр ...

Содержание и условия сенсорного воспитания
Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой де4ятельности. В противном ...

Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг
Важнейшим аспектом деятельности системы российских эмигрантских студенческих обществ и союзов в 1920-1930-е годы являлось оказание многоаспектной помощи своим членам, а также и тем российским студентам, которые обращались к ним за разовой (в основном административной и правовой) поддержкой. Российс ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru