Этим словом обозначались создаваемые в Америке поселения интеллигентных людей среди бедных и необразованных слоев населения с целью проведения с ними культурно-просветительской работы. По свидетельствам современников занятия в клубе посещало до 450 детей, которым прививались основы коллективизма, солидарности и товарищества. Некоторые идей и взгляды педагогов, а также способы организации воспитательной работы показались крамольными и в мае 1908 году, по распоряжению правительства, клуб был закрыт якобы за попытку проведения идей социализма среди детей. С сегодняшних позиций можно отметить, что причина закрытия клуба была во многом надумана, и идеологическая подоплека в деятельности С.Т. Шацкого и его коллег отсутствовала. Вероятно, напуганное революционными событиями 1905-1907 г.г. царское правительство просто перестраховалось. Однако энтузиасты организации внешкольной работы с детьми не оставили своих попыток, а лишь перенесли их в Подмосковье, где в 1909 году было создано общество "Детский труд и отдых", в рамках которого продолжалась деятельность детского клуба. В 1911 году С.Т. Шацкий и его сподвижники открывают под Калугой детскую летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь", которая усилила социально-педагогическое воздействие на детей.
Колонию можно назвать некоторым прообразом сегодняшних загородных лагерей и взаимодействие с детьми происходило там в течение достаточно длительного времени. Все это время они находились в педагогизированной среде детского учреждения, педагоги которого закладывали определенные ценностные ориентиры, что позволяло более устойчиво противостоять негативным воздействием среды после возвращения из колонии. Кроме того, можно говорить о том, что предлагаемая детям деятельность способствовала их последующей социализации. В основе организации жизнедеятельности был заложен труд по самообслуживанию, а досуговые мероприятия были направлены на повышение образовательного уровня детей, развитие их коммуникативных способностей (в том числе и в рамках межвозрастного общения) и творческого потенциала[3].
Впоследствии сам С.Т. Шацкий так описывал свою педагогическую деятельность в начале ХХ века: " Тогда, 17 лет назад, удалось сорганизоваться маленькой группе сотрудников, которая, не специализируясь как педагоги, стремилась расширить свои педагогические горизонты и, что очень важно, создала устойчивую организацию, которая существует и до сего времени…. Материалом нашей работы мы выбрали детей. Нашим лозунгом стало: Дети-работники будущего". Мы начинали работу с детского клуба, детского сада и колонии, имея ввиду организацию детских сообществ и их изучение…".
Летняя детская колония, организованная С.Т. Шацким и его сподвижниками, была не первой попыткой использовать подобную форму внешкольной работы с детьми. Инициатором организации летнего отдыха городских ребят считают попечительницу московского городского народного училища Елизавету Николаевну Орлову. В 1887 году в своем имении в Фандееве она создала первую детскую летнюю колонию. Основными занятиями детей были труд, наблюдения за природой, походы и учеба. Со временем число летних колоний возрастает настолько, что в Москве создается Кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ. Члены кружка разрабатывают систему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с элементами образования, и в тоже время старались приблизить отношения в колониях к семейным. Московский Кружок стал центром организации летних детских колоний. К 1912 году в России было создано 729 колоний [3].
Читайте также:
Внеклассное мероприятие
Устный журнал "Зимушка-зима" Оборудование: рисунки на тему о зиме; плакат-журнал "Зимушка-зима" с кроссвордом; плакаты с пословицами. 1-ая страница Отгадайте загадку : Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьет пуховые перины, Разукрасил все витрины? (Зима) -О каком ме ...
Рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений в компьютерных системах обучения
Рейтинг - дословно с английского - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс. В вузовск ...
Анализ кадрового потенциала трудового коллектива
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы»
Кадровый потенциал МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы»
— это возможности педагогического персонала и администрации, которые могут быть использованы для достижения целей учреждения. Современный трудовой коллектив представляет собой сложную социальную систему, где отдельные личн ...