История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 3

Этим словом обозначались создаваемые в Америке поселения интеллигентных людей среди бедных и необразованных слоев населения с целью проведения с ними культурно-просветительской работы. По свидетельствам современников занятия в клубе посещало до 450 детей, которым прививались основы коллективизма, солидарности и товарищества. Некоторые идей и взгляды педагогов, а также способы организации воспитательной работы показались крамольными и в мае 1908 году, по распоряжению правительства, клуб был закрыт якобы за попытку проведения идей социализма среди детей. С сегодняшних позиций можно отметить, что причина закрытия клуба была во многом надумана, и идеологическая подоплека в деятельности С.Т. Шацкого и его коллег отсутствовала. Вероятно, напуганное революционными событиями 1905-1907 г.г. царское правительство просто перестраховалось. Однако энтузиасты организации внешкольной работы с детьми не оставили своих попыток, а лишь перенесли их в Подмосковье, где в 1909 году было создано общество "Детский труд и отдых", в рамках которого продолжалась деятельность детского клуба. В 1911 году С.Т. Шацкий и его сподвижники открывают под Калугой детскую летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь", которая усилила социально-педагогическое воздействие на детей.

Колонию можно назвать некоторым прообразом сегодняшних загородных лагерей и взаимодействие с детьми происходило там в течение достаточно длительного времени. Все это время они находились в педагогизированной среде детского учреждения, педагоги которого закладывали определенные ценностные ориентиры, что позволяло более устойчиво противостоять негативным воздействием среды после возвращения из колонии. Кроме того, можно говорить о том, что предлагаемая детям деятельность способствовала их последующей социализации. В основе организации жизнедеятельности был заложен труд по самообслуживанию, а досуговые мероприятия были направлены на повышение образовательного уровня детей, развитие их коммуникативных способностей (в том числе и в рамках межвозрастного общения) и творческого потенциала[3].

Впоследствии сам С.Т. Шацкий так описывал свою педагогическую деятельность в начале ХХ века: " Тогда, 17 лет назад, удалось сорганизоваться маленькой группе сотрудников, которая, не специализируясь как педагоги, стремилась расширить свои педагогические горизонты и, что очень важно, создала устойчивую организацию, которая существует и до сего времени…. Материалом нашей работы мы выбрали детей. Нашим лозунгом стало: Дети-работники будущего". Мы начинали работу с детского клуба, детского сада и колонии, имея ввиду организацию детских сообществ и их изучение…".

Летняя детская колония, организованная С.Т. Шацким и его сподвижниками, была не первой попыткой использовать подобную форму внешкольной работы с детьми. Инициатором организации летнего отдыха городских ребят считают попечительницу московского городского народного училища Елизавету Николаевну Орлову. В 1887 году в своем имении в Фандееве она создала первую детскую летнюю колонию. Основными занятиями детей были труд, наблюдения за природой, походы и учеба. Со временем число летних колоний возрастает настолько, что в Москве создается Кружок устроителей детских колоний московских городских начальных училищ. Члены кружка разрабатывают систему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с элементами образования, и в тоже время старались приблизить отношения в колониях к семейным. Московский Кружок стал центром организации летних детских колоний. К 1912 году в России было создано 729 колоний [3].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"
Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного ...

История исследования проблемы толерантности
Проблема толерантности является предметом изучения философии, социологии, психологии, этнографии, истории, религиоведения, культурологи и др. наук. Для педагогики она приобрела особое значение в последнее десятилетие в условиях гуманистического воспитания. Для истории педагогики идея толерантности ...

Место сюжетно-ролевых игр в системе средств формирования личности
В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра, несомненно, довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство их воспитания и развития. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра представляется т ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru