История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 2

Сегодня достаточно сложно определить, когда стали развиваться первые организованные формы внеурочной работы с детьми. Одно из наиболее ранних упоминаний о таком виде педагогической деятельности специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием "Праздное время, в пользу употребленное". Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I. В качестве примеров организации клубной деятельности детей в Х1Х веке называют, созданные в 60-е годы Х1Х века клуб гимназистов (г. Чернигов), клуб юных орнитологов (г. Глухов) и спортивно-молодежный клуб в Москве. В начале ХХ века в Москве по инициативе Московского гигиенического общества на детских площадках городских парков осуществлялась деятельность по созданию объединений по интересам для больных детей. Им предлагались занятия в кружках различных направлений: физкультурных, технических, художественных. В 1912 году в парках и на бульварах Москвы действовало 60 детских площадок, а к 1914 - 75.

Термин "внешкольное образование" впервые появляется в педагогической литературе в 1890-е гг. Одними из первых его употребили в своих работах А.С. Пругавин и Г.А. Фальброк, В.П. Вахтеров. Наиболее распространенным толкованием этого термина было понимание его как совокупности просветительных учреждений, видов деятельности и мероприятий по распространению образования в народе и повышении общего развития народных масс [1].

Внешкольная работа с детьми начинает активно развиваться со вступлением России в двадцатое столетие. В этот период были организованы первые внешкольные учреждения, деятельность которых связывалась в первую очередь с культурно-просветительной работой (посещение музеев, театров, загородные прогулки, участие в хоре, концертах и др.). Многие ребята с удовольствием учились рисованию, посещали библиотеку, участвовали в дискуссиях по прочитанным книгам. С 1895 года в Москве работала Комиссия по организации подвижных игр на открытом воздухе. Накапливался определенный опыт подобной деятельности в "Обществах содействия физическому развитию детей", которые в 1893 и 1895 годах были созданы в Петербурге известным российским педагогом П.Ф. Лесгафтом.

Одним из первых организаторов активного досуга детей был преподаватель из Тулы Георгий Константинович Ремизов. По его инициативе с 1909 года в московских садах и скверах стали проводиться детские массовые игры ("Волки и овцы", "Гуси и волки", "Третий лишний" и др.), собиравшие до 400 человек детей и взрослых. К 1912 году в Москве действовало 24 площадки для игр. В дальнейшем Московская городская Дума предусматривала создание сети специально оборудованных площадок по типу стадионов с детскими спортивными школами. Кроме игр Ремизов проводил с детьми экскурсии, устраивал дальние походы и поездки [2].

Сегодня хорошо известна деятельность С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Считается, что первый детский клуб в России был организован именно этими людьми. Нужно отметить, что внешкольная работа с детьми, проводимая С.Т. Шацким и его коллегами, с самого начала носила социально-педагогический характер. Созданные ими в 1905-1906 гг. общество "Сетлемент" и детский клуб "Дневной приют для приходящих детей" объединяли детей городских окраин и рабочих поселков, социальная среда которых оказывала негативное влияние на их личностное формирование. Предлагая детям разнообразную деятельность в ботанической оранжерее, астрономической обсерватории, столярной, слесарной и швейной мастерских, педагоги тем самым на определенное время включали воспитанников в педагогизированную среду детского учреждения, способствовали удовлетворению их культурных и социальных потребностей, пытались противостоять негативным влияниям микросоциума. Да и само название "Сетлемент" было выбрано неслучайно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Приёмы обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
При обучении эвенскому языку детей особое значения приобретает выбор методических приемов проведение разговорных уроков. Чем разнообразнее интереснее будут приемы, активизирующие изучаемый языковой материал тем легче и лучше овладевают дети эвенским языком. Овладение новым языком представляет собой ...

Регламентация деятельности ДДТ
9.1 Деятельность ДДТ регламентируется следующими видами локальных актов: 9.1.1 Уставом ДДТ; 9.1.2 Программой деятельности ДДТ; 9.1.3 Правилами внутреннего распорядка; 9.1.4 Коллективным договором; 9.1.5 Программой развития; 9.1.6 Должностными инструкциями; 9.1.7 Договором между Учредителем и ДДТ; 9 ...

Компетенция ПКД-2
Компетенция ПКД-2 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности в дошкольном образовании: «готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ». Под компетенцией ПКД-2 понимается способность обеспечивать реализацию про ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru