История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 6

В 1918 году в Москве, в Сокольниках, открылась первое государственное внешкольное учреждение - Станция юных любителей природы, переименованная в 1920 году в Биологическую станцию юных натуралистов. Нужно отметить, что впервые идея натуралистического воспитания детей зародилась еще до революции. Однако в то время она носила не воспитательный, а скорее оздоровительный характер. В 1902 году детский врач А.А. Кисель, обеспокоенный увеличением различных заболеваний среди детей, подростков и молодежи, вносит на рассмотрение в Московскую городскую Думу проект создания лесных школ и санаториев для детей. По разным причинам данный проект так и не был обсужден, и реализовать идею удалось только в 1918 году, когда в Сокольниках начали выделять реквизированные дачи и организовывать там лесные школы. В эти школы собирали и свозили часто тяжело больных беспризорников со всей Москвы, для которых было организовано качественное питание и медицинский надзор [7]. Но вскоре встает проблема обучения и воспитания этих детей. И одной из организационных форм, помогающих решить эту проблему, стала станция юных любителей природы, которую возглавил молодой биолог Б.В. Всесвятский. Первая половина 1918 года пришлась на подготовительно-организационный период, а фактическая работа станции начинается с 15 июня 1918 года. Первоначально туда записалось 17 детей, но уже в 1921 году, чтобы попасть в число учеников существовал конкурс. Ребенок проходил стажировку и только после выполнения научного задания мог быть зачислен. В момент открытия станции появились первые кружки по интересам: водолюбы, орнитологи, энтомологи, ботаники. К 1925 году их число значительно расширяется. Появляются кружки звероводов, луговодов, цветоводов, фенологов, гидрометеорологов. На станции создаются собственная пасека и сад. С 1922 года станция включена в сеть опытных учреждений Наркомпроса, так как "охват работ Биостанции значительно перерос районные и общемосковские рамки… Основной задачей, стоящей перед Биостанцией, как опытно-педагогическим учреждением, является воспитание в подрастающем поколении активных работников социалистического строительства - исследователей, борцов за господство человека над природой, которые умели бы не только исследовать природу, но на основании этих исследований изменять её в связи с современными запросами и нуждами СССР". То есть, уже в начале 20-х годов деятельность станции предполагала не просто организацию познавательного досуга детей, но и достаточно серьезную научно-исследовательскую работу воспитанников с перспективой дальнейшей профессиональной социализацией в этой области человеческой жизнедеятельности. В 1928 году станция состояло из двух отделений. Центральное отделение располагалось в Сокольниках под Москвой. В него входили собственно Биостанция и школа второй ступени с интернатом. Было также и Хотьковское отделение станции, учреждения которого располагались в 50 километрах от Москвы, недалеко от станции Хотьково. Оно включало в себя школу крестьянкой молодежи, школу 1 ступени и детский сад.

Развитие внешкольной работы в 20-30-е годы XX века наполнено событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию, создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства. Об актуальности такой работы свидетельствует появление широкого разнообразия используемых форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Психолого-педагогические принципы деловой игры
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой разв ...

Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...

Компетенция ОПК-12
Компетенция ОПК-12 – это общепрофессиональная компетенция: «способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства». Под компетенцией ОПК-12 понимается способность и готовность выпускника фор ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru