История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 5

От внешкольной работы к дополнительному образованию детей (1917-1992 гг.)

Тенденция к развитию внешкольных учреждений была усилена с первых послереволюционных лет. В.С. Пель считает, что "… к 20-м годам ХХ столетия позитивный опыт работы этих заведений настолько положительно зарекомендовал себя, что к моменту создания образовательно-воспитательной системы нового государства его невозможно было не использовать". Большое значение в процессе развития и становления системы внешкольной работы с детьми имела теоретическая и практическая поддержка со стороны Н.К. Крупской и А.В. Луначарского. Будучи руководителями народного комиссариата просвещения в первом советском правительстве они, не отрицая положительного влияния школы, считали, что различные учреждения внешкольной работы с детьми смогут более продуктивно решать вопросы воспитания и образования человека нового общества. Залогом бурного развития внешкольных учреждений становится то, что их появление и деятельность соответствовали потребностям государства, которое хотело расширить своё влияние на детей, приобщить их к социальным и культурным ценностям, помочь развить творческий потенциал [1].

Первые годы советского периода нашей истории сегодня считают временем расцвета внешкольного образования. Именно тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.

Исторический опыт становления и развития деятельности учреждений внешкольной работы в советский период всесторонне проанализирован в ряде исследований. В работах демонстрируются объективные и субъективные причины создания, формирования и развития различных типов внешкольных учреждений и особенности их деятельности в различные исторические периоды. А также убедительно доказывается, что с первых лет существования этих учреждений, их деятельность была направлена на удовлетворение разнообразных интересов и запросов детей и молодежи, развития их творческих задатков, научение подростков разумной организации свободного времени. Особую ценность в разработке теории внешкольного образования того периода представляет "Энциклопедия внешкольного образования" профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 году. Это было одно из фундаментальных исследований, имеющих теоретико-методологический характер. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жизни человека. Еще раньше он дал свое определение внешкольному образованию как средству "всестороннего, гармоничного развития личности или человеческого коллектива в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношении".

Уже в ноябре 1917 года, при создании Наркомата просвещения в его состав был включен отдел внешкольного образования. Но основная задача отдела в тот период заключалась в развертывании культурно-просветительской работы, прежде всего, среди взрослого населения. В августе 1918 года в Москве на первом Всероссийском съезде по просвещению работала внешкольная секция, разработавшая основные положения внешкольного образования.

Одним из первых клубов, возникших в послереволюционный период, считается открывшейся в ноябре 1917 года социалистический детский клуб "Юный рабочий" (г. Кострома). Впоследствии сеть детских социалистических клубов распространилась по России. В них действовали кружки и мастерские, в которых дети получали трудовые навыки. Кроме того, у детей была возможность занятий спортом, пением, музыкой, подвижными играми. На базе многих детских социалистических клубов впоследствии создавались первые пионерские отряды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Рекомендации родителям по воспитанию единственного ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, « ...

Структура педагогического общения
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моме ...

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru