Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Современное образование » Изобразительная деятельность детей раннего возраста » Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Страница 4

Постепенно от рассматривания готовых изображений воспитатель подводит детей к самостоятельному рисованию. Педагог может провести занятие с небольшой группой (2-3 ребенка). В основном малыши дорисовывают то, что изобразил взрослый. Например, воспитатель рисует домик, а дети цветными карандашами проводят линии-дорожки или рисуют лучи от солнышка, или штрихами передают капельки дождя. Процесс совместного рисования сопровождается рассказом воспитателя. Дети учатся не только преднамеренно действовать карандашом, кистью с краской в определенных местах листа, но и сами постепенно включаются в рисунок-рассказ. И хотя с воспитателем рисуют 2-3 детей, остальные с немалым интересом наблюдают, как получается то или иное изображение.

Часто можно наблюдать, как ребенок во время рисования разговаривает, жестикулирует. Исследователи отмечают, что он действует в воображаемой ситуации, а сама деятельность носит синкретичный характер.

«Н. Н. Палагина, исследуя воображение на ранних стадиях онтогенеза, утверждает, что уже около года и на втором году жизни ребенок включается в преобразование предметной среды, получает новые впечатления не только от предметов как таковых, но и от их обыгрывания. По ее словам, формируется «стратегия» игры. Н. Н. Палагина подчеркивает значение народной педагогики, игровых народных приемов, в результате которых происходит «оживление» предмета. В этом процессе активную роль осуществляют действия рук в сопровождении с речью, в диалоговой форме идет общение ребенка со взрослым» [6, с.136].

Начальные проявления воображения, по ее мнению, формируются уже в раннем возрасте, когда возникают три основных фактора генетических предпосылок воображения:

- изначальная активность ребенка;

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в общении и самоутверждении.

Генетические предпосылки приводят к становлению воображения под влиянием формирующих воздействий .взрослого.

Эти положения Н. Н. Палагиной представляют особый интерес для методики изобразительной деятельности детей раннего возраста. Благодаря широкому использованию народных игровых приемов, в которых происходит взаимодействие речи и движений рук («пальчиковые игры»), производимых взрослым совместно с ребенком, создаются игровые ситуации, что помогает ребенку освоить способы рисования («рисование клубочков для котят», «мячиков для девочки» и т.д.). Активная роль в этом процессе принадлежит взрослому, ребенок включается в игру с интересом и удовольствием. Целесообразно на занятиях рисованием использовать также игровые упражнения, разработанные Е. А. Флериной.

К двум годам в рисунках некоторых малышей появляется преднамеренное изображение. Они с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают им конкретное название («дом», «кошечка», «собачка», «самолет» и т.д.).

«Во второй половине года педагог может показать детям действия с другим материалом – глиной. Процесс лепки требует осторожности, поэтому занятия проводятся реже (с одним – двумя детьми). Воспитатель показывает, как изменить комок глины, нажимая на него ладонью, пальцами. Обычно у детей быстро возникают ассоциации, и они называют ту или иную получившуюся форму «шариком», «пирожком», «конфеткой» и т.д. Воспитатель предлагает ребенку повторить эти действия, поощряет стремление поиграть с вылепленной формой. Во время лепки хорошо использовать небольшие по размеру игрушки (белочку, мишку, зайку, матрешку), которых дети с удовольствием «угощают».

Желательно провести сравнение конечных результатов работы: «Какие яркие шарики нарисованы карандашами, а эти шарики вылеплены из глины». Воспитатель предлагает ребенку показать, где шарик нарисован, а где выполнен из глины, просит малыша взять вылепленную форму, прокатить по дощечке. При этом педагог говорит: «Шарик круглый, его можно покатать». Обращает внимание на рисунок: «А этот шарик нарисован, он красного цвета»» [6, с.138].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления
Как и любая реформируемая система, система образования Российской Федерации испытывает определенные трудности. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта: 1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функц ...

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Современные подходы к определению содержания образовательной программы
Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основа ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru