Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Современное образование » Изобразительная деятельность детей раннего возраста » Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической трактовке

Страница 2

«После полутора лет совершенствуются движения, которыми дети овладели ранее. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются («мотки, пучки»), ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок уже умеет перекрещивать линии. Неотрывное повторение однородных движений служит теперь для получения пятна, как бы массы, ясно выделяющейся на плоскости бумаги (период «каракуль»)» [16, с.33].

Первое полугодие третьего года жизни характеризуется новыми достижениями: линии, которые ребенок уже раньше научился проводить в разных направлениях и поворачивать, теперь закругляются, замыкая контуром фигуру, как бы вырезая ее из фона бумаги. Ребенку уже ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Однако произвольностью действий для получения тех или иных линий, пятен он еще владеет неполностью. Новая возможность начертания замкнутых форм проявляется лишь в отдельных случаях на фоне сенсомоторной игры. Деятельность рисования и лепки с самого начала требует развития мелкой мускулатуры, по преимуществу движений кистей рук. В процессе лепки ребенок учится раскатывать комок глины, сплющивать его, отрывать комочки и соединять их вместе (колечки, башенка, лепешка и т.д.).

В период от полутора до двух лет в процесс рисования включается речь, выполняющая различные функции – приговаривания, подчеркивающего ритм движений; звукоподражаний, соединенных с постукиванием, чирканьем, круговыми движениями, вызывающими ассоциации с каким-либо жизненным процессом; называния предметов, сходство с которыми ребенок усматривает в рисунке. К этому времени у него имеется уже достаточный запас наглядных представлений, что позволяет узнавать что-либо знакомое в рисунке: дым, длинную дорогу, клюв птицы, палку, реку, лестницу и т.д. У одних детей речь включается в процесс рисования несколько раньше, у других – позднее. В процессе рисования, лепки движения руки повторяются равномерно, ритмично и нередко сопровождаются ритмичными возгласами: «Дым, дым, дым!», «Кап-кап-кап» и т.д.

«Ритм – прежде всего организация ребенка во времени, ритмичные движения следуют одно за другим. При этом он осваивает пространство листа, располагая штрихи и мазки. Изобразительная деятельность детей от полутора до двух лет не ограничивается нахождением сходства штрихов с предметами. «Клубки» и «мотки» штрихов, отдельные линии, мазки выполняют роль предметов, персонажей в игровой ситуации, а само действие развертывается посредством речи и движений руки. На этом этапе развития изобразительной деятельности игра изменяет свой характер» [6, с.133]. Теперь она связана с отражением явлений действительности. По определению Н. П. Сакулиной, «развивается сюжетно-игровой замысел: по листу протягиваются длинные дороги, по которым движутся воображаемые автомобили и поезда, разливается вода, клубится дым, вылепленный колобок покатился в лес и т.д.» [16, с.51]

Сначала ребенок, рисуя, ждет возможного возникновения образов. Затем он приступает к рисованию уже с намерением изобразить предмет. Первоначально замыслы формируются в словах, речь содействует развитию изобразительности. Вместе с тем очень важна и другая сторона процесса рисования – освоение все более сложных комплексов движений, в результате которых получаются графические структуры: замкнутые формы, фигуры. Они ассоциируются с предметами, имеющими округлые очертания. С их помощью ребенок пытается изобразить и другие интересные для него предметы различной, часто довольно сложной формы.

Сходство с предметом не является еще для ребенка главным признаком в рисунке, лепке. Представление о форме еще только создается. В первую очередь вычленяются такие пространственные свойства предметов, как масса (в рисунке масса выражается пятном на поверхности листа бумаги, в лепке – объемом комка глины); протяженность предмета, выделение его частей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы
Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая, прежде всего практические задачи. По мере усложнения этой формы мышления происходит постепенное отделение выполняемых действий по разрешению проблемной ситуации от внешних наглядно восп ...

Социальная адаптация детей среднего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте очень важна полоролевая социализация дошкольников. Развитие у девочек таких качеств, как женственность, мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность стремление к красоте; а у мальчиков – мужественность, практичность, бережливость и умение ценить каждую вещь. Для этог ...

Принцип индивидуализации в обучении иностранному языку
Многие считают, что индивидуализация является ключом к мотивации. Г.В. Рогова говорит, что в настоящее время в исследованиях отечественных психологов и дидактов отмечается, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru