По каждому направлению: формирование воображения, памяти, воли, речи — есть множество интересных методов, приемов, упражнений, позволяющих в игровой форме развивать ребенка.
Опишем некоторые из них, направленные на развитие речи.
1. Найди родню.
Цель. Учить выделять свойства объекта, находить сравнения; расширять словарный запас.
В центре альбомного листа рисуем заданный объект. От этого рисунка проведем лучики, на концах которых в небольших кружочках с помощью пиктограмм изобразим свойства объекта. Пусть будет нарисована ромашка. Тогда в кружочках появятся пиктограммы, обозначающие признаки, характерные для ромашки: белая, душистая, хрупкая, нежная, лечебная (в кружочках могут быть нарисованы: мел, лепесток розы, ваза, ладонь, витамин-драже .). Теперь от каждого кружочка вновь потянутся маленькие лучики (можно два и более), на концах которых опять «раскроются» кружочки. В них мы рисуем «родню», т. е. тех, кто обладает таким же свойством. Так. рядом с кружочком «хрупкая» появятся «родственники» — травинка, балерина. Рядом с кружочком «душистая» появятся духи, черемуха и т. д.
Когда каждый ребенок нарисовал всех возможных родственников ромашки, начинаем представлять их по схеме.
Ромашка лечебная и чай лечебный, по этому признаку они — родня.
Ромашка хрупкая и балерина хрупкая, по этому признаку они — родня и т. д.
Ребенок называет одного из родственников, по его мнению наиболее интересного. Следующий может назвать того родственника, которого еще не упоминали.
А теперь, зная так много о ромашке, попробуем найти для нее красивое
сравнение и включить его в предложение:
На лугу расцвела ромашка, белая, как маленькое облачко.
Девочка наклонилась над ромашкой: «Ах, какая ты нежная, как мамина ладонь».
Ромашка качалась на ветру, и было удивительно, как этот хрупкий, словно первый ледок, цветок не ломается.
2. Описание-загадка.
Предположим, дети научились находить «родню». Теперь можно попробовать составлять простые загадки. Если опять взять ромашку, то вот какая загадка про нее может получиться.
Белая, но не снег; нежная, но не мамина ладонь; душистая, но не мыло;
лечебная, но не витамин. Что это?
Как видим, конструкция загадки проста: в центре — «но не», слева — свойства данного объекта, справа — родственник, обладающий этим свойством.
Журнал небылицы в лицах.
Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:
Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля .
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: ”Продолжение следует в журнале “ .” в номере .” Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: ”Продолжение следует в журнале “ .” в номере .” Прервать сказку может ведущий словами: ”Окончание в журнале “ .” в номере .”
В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты.
В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам.
Читайте также:
Роль и место политехнических знаний при изучении
раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...
Теория и практика политехнического образования
школьников
С 1957-1958гг. в 50 школах РСФСР был начат опыт соединения обучения в старших классах с производительным трудом на основе включения школьников в планомерную и систематическую работу на предприятии. Половина учебного времени была отведена на производство. Труд учащегося оплачивался в половинном разм ...
Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач
Задача1.Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки? (,) -Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около . А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпа ...