Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 10

Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и перспективность выявленных педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Заявленные в дипломном исследовании цель и задачи достигнуты, выдвинутые гипотетические предположения нашли теоретическое и практическое подтверждение.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило действенность предложенных нами психолого-педагогических условий. В ходе эксперимента было обнаружено, что:

1. Результаты нашей работы согласуются с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского: глубинные структуры креативности творческих способностей старшеклассников в зависимости от содержания образования.

2. Благоприятным содержанием в развитии художественно-творческих способностей школьников опыта художественно-творческой деятельности в соответствии с основными этапами:

а) формирование установки на создание нового;

б) поиск решения;

в) самостоятельная художественно-творческая деятельность.

3. Более эффективному решению задач развития художественно-творческих способностей способствует взаимодействие классных и внеклассных, внешкольных организационных форм, а также традиционных и эвристических методов обучения.

4. Преемственность воспитания школьников позволяет создать условия для их продвижения от низкого к более высокому уровню развития художественно-творческих способностей.

5. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает старшекласснику самореализацию своего потенциала, потребность самостоятельного усвоения новых знаний, новых форм их применения, более высокую мотивацию личностных достижений, готовность к творческой работе. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование окружающей среды и деятельности.

6. Обогащение содержания исторического образования, культуротворческая среда обеспечивали накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта. В контексте решаемой проблемы содержание образования выполняло культурологическую функцию, а принципы отбора материала раскрывались через комплекс идей. В рамках идеи культуры значимы: культурные ценности, функции культуры, диалог культур – средства обогащения и расширения видов творческих умений, использования культурного наследия в развитии познавательной мотивации школьников, способов познания, приобщения к ценностям культуры.

Идея художественного творчества соединяла в себе представления о деятельности Человека, преобразующей социальный мир в соответствии и с учетом законов природы, красоты; творчестве как специфической деятельности, как состоянии человека; творчестве как результате, как качестве личности.

Идея гуманизма объединяла положения: о человеке как ценности; о личности, проблемах ее свободы и ответственности; гуманизме в отношениях; преодолении отстраненности между учителем и учеником.

7. Содержание процесса развития художественно-творческих способностей старшеклассников составила: система развивающих художественно-творческих заданий (культурологический, аксиологический анализ произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, написание рассказов, художественных биографий исторических деятелей, выразительное чтение, инсценирование, рисование, конкурсы, диспуты на темы искусства, экскурсии); методы обучения (объяснительно-иллюстративные, исследовательские, частично-поисковые, проблемные, эвристические); формы учебно-воспитательной работы (лекции, семинары, конкурсы, кружках, смотры творчества).

По результатам формирующего эксперимента мы можем говорить о положительном эффекте выявленных нами педагогических условий в развитии художественно-творческих способностей в процессе обучения истории.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание сделать ряд выводов.

Современный этап развития общества требует не только усвоения подрастающим поколением накопленного опыта культуры, но и активного включения в созидательный, творческий процесс, предполагающий продуктивную деятельность по открытию и созиданию нового, способность к поиску и решению нестандартных проблем, постановке новых задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал, что необходима целенаправленная систематически организованная работа по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Процесс моделирования в социально-педагогических исследованиях
Моделирование – это универсальный метод получения, описания и использования знаний. Оно используется в любой профессиональной деятельности [1, с. 27]. Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способо ...

История возникновения деловой игры
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гр ...

Методы диагностики особенности воспитания единственного ребенка в семье на констатирующем этапе эксперимента
В первой главе мы теоретически обосновали особенности воспитания единственного ребенка в семье младшего школьного возраста. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что если семья воспитывает единственного ребе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru