Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 10

Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала эффективность и перспективность выявленных педагогических условий развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Заявленные в дипломном исследовании цель и задачи достигнуты, выдвинутые гипотетические предположения нашли теоретическое и практическое подтверждение.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование подтвердило действенность предложенных нами психолого-педагогических условий. В ходе эксперимента было обнаружено, что:

1. Результаты нашей работы согласуются с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского: глубинные структуры креативности творческих способностей старшеклассников в зависимости от содержания образования.

2. Благоприятным содержанием в развитии художественно-творческих способностей школьников опыта художественно-творческой деятельности в соответствии с основными этапами:

а) формирование установки на создание нового;

б) поиск решения;

в) самостоятельная художественно-творческая деятельность.

3. Более эффективному решению задач развития художественно-творческих способностей способствует взаимодействие классных и внеклассных, внешкольных организационных форм, а также традиционных и эвристических методов обучения.

4. Преемственность воспитания школьников позволяет создать условия для их продвижения от низкого к более высокому уровню развития художественно-творческих способностей.

5. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает старшекласснику самореализацию своего потенциала, потребность самостоятельного усвоения новых знаний, новых форм их применения, более высокую мотивацию личностных достижений, готовность к творческой работе. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания, осуществляется преобразование окружающей среды и деятельности.

6. Обогащение содержания исторического образования, культуротворческая среда обеспечивали накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта. В контексте решаемой проблемы содержание образования выполняло культурологическую функцию, а принципы отбора материала раскрывались через комплекс идей. В рамках идеи культуры значимы: культурные ценности, функции культуры, диалог культур – средства обогащения и расширения видов творческих умений, использования культурного наследия в развитии познавательной мотивации школьников, способов познания, приобщения к ценностям культуры.

Идея художественного творчества соединяла в себе представления о деятельности Человека, преобразующей социальный мир в соответствии и с учетом законов природы, красоты; творчестве как специфической деятельности, как состоянии человека; творчестве как результате, как качестве личности.

Идея гуманизма объединяла положения: о человеке как ценности; о личности, проблемах ее свободы и ответственности; гуманизме в отношениях; преодолении отстраненности между учителем и учеником.

7. Содержание процесса развития художественно-творческих способностей старшеклассников составила: система развивающих художественно-творческих заданий (культурологический, аксиологический анализ произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, написание рассказов, художественных биографий исторических деятелей, выразительное чтение, инсценирование, рисование, конкурсы, диспуты на темы искусства, экскурсии); методы обучения (объяснительно-иллюстративные, исследовательские, частично-поисковые, проблемные, эвристические); формы учебно-воспитательной работы (лекции, семинары, конкурсы, кружках, смотры творчества).

По результатам формирующего эксперимента мы можем говорить о положительном эффекте выявленных нами педагогических условий в развитии художественно-творческих способностей в процессе обучения истории.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают основание сделать ряд выводов.

Современный этап развития общества требует не только усвоения подрастающим поколением накопленного опыта культуры, но и активного включения в созидательный, творческий процесс, предполагающий продуктивную деятельность по открытию и созиданию нового, способность к поиску и решению нестандартных проблем, постановке новых задач.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики по проблеме показал, что необходима целенаправленная систематически организованная работа по развитию художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Оценка социально-экономической эффективности дошкольного образования
Подготовка детей к обучению в школе – многоаспектная проблема, которая активно дискутируется в обществе уже не первое десятилетие. Мнения по этому поводу высказывают учителя, родители, воспитатели детских садов, методисты, руководители органов управления образования, ученые в различных областях зна ...

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Организационная структура лагеря
Директор лагеря Ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков. Курирование образовательной программы. Взаимодействие со службами лагеря, материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы. Выдача разрешений на перемещение детей и персонала за территорию лагеря. Менеджер ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru