Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 11

Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории следует рассматривать как потребность, обусловленную социокультурными (потребность общества в личности, свободной и ответственной за результаты своего труда, способной к саморазвитию и самоактуализации), психолого-педагогическими (становление педагогики сотрудничества, ненасилия, диалога) предпосылками.

Доказано, что художественно-творческие способности существуют как совокупность операций и действий субъекта, результатом осуществления которых является создание нового произведения, исполнительское мастерство. Сформированность художественно-творческих способностей обеспечивает школьнику самореализацию своего потенциала, более высокую мотивацию личностных достижений, творческую продуктивность. Художественно-творческие способности реализуются в образовательном процессе тогда, когда происходит синкретическое соединение познавательных мотивов и творческих интересов, устанавливается соотношение элементов креативного мышления, воображения и действия в репродуктивных и эвристических процессах познания.

Обогащение содержания исторического образования на основе культурологического подхода служит цели развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Результативны в этом плане вариативные программы, включающие систему творческих идей, упражнений, основанных на синкретичности искусства и единстве развития всех компонентов творческих умений.

Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории стало возможным на основе выявленных принципов (психолого-педагогической комфортности, креативных вспышек, культуросообразности, природосообразности, целенаправленности, культурной интеграции, индивидуализации, целостности, дополнительности), методов (объяснительно-иллюстративный, информационно-репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, эвристический, исследовательский), форм учебного диалога, рефлексии, которые наиболее отвечают положениям гуманистической педагогики и способствуют художественно-творческой деятельности.

Доказано, что результативность процесса развития художественно-творческих способностей в процессе обучения истории в лицее искусств достигается при соблюдении педагогических условий: культурологический подход в создании среды, обеспечивающей накопление школьниками субъектного художественно-творческого опыта; обогащение содержания образования средствами искусства; активизация познавательных мотивов и творческих интересов школьников; включенность школьников в художественно-творческую деятельность на основе свободы выбора и учета индивидуальных особенностей.

Опытно-экспериментальная работа подтвердила вывод о том, что не методы прямого воздействия на развитие художественно-творческих способностей, а именно опосредованное развитие образного воображения, креативного мышления, наблюдательности, познавательных мотивов, воспитание чувства цвета, музыки, слова, эмпатии имеют большую результативность в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории в лицее искусств.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Читайте также:

Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...

Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных элементов
Следует учитывать, что важным моментом в описании целей обучения является анализ самих объектов деятельности специалиста, названных нами учебными элементами (УЭ). Именно ими очерчивается и гарантируется область возможной деятельности в структуре учебного предмета или системы учебных предметов. Под ...

Методика формирования иноязычного лексикона в соответствии с семантико-синтаксическим подходом и диалогом культур в 7 классе
Шатилов С.Ф. выделил основные этапы работы над лексикой: 1 этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения; 2 этап - этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях; 3 этап - варьирующий, с ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru