2. Проведение исследовательской деятельности (система «подсказок», сравнительный анализ предложенных направлений деятельности, выбор в совместном поиске наиболее эффективных путей) во время самостоятельной деятельности учащихся (консультации, рекомендации, рецензирование и др.).
3. Ведущей формой общения являлись взаимодействие, которое сохраняло высокий уровень активности каждого участника творческого процесса, и сотрудничество.
4. Создание педагогических ситуаций, требующих от учащегося умений анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность педагога. Эти ситуации стимулируют развитие творческих способностей.
В результате организованной работы учащихся значительно развились и усложнились аналитические и практические умения осуществления художественно-творческой деятельности, повысились стремление к поиску и исследованиям, активность в творчестве; существенно изменилась мотивация творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности;
Таким образом, рассмотрев в данном параграфе организационно-педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории, мы пришли к выводам:
1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории осуществляется посредством специально разработанного нами процесса в ходе творческой деятельности, которая согласована со всеми этапами осуществления данного вида деятельности.
2. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективного функционирования процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории соответствуют поставленным задачам, ориентированы на развитие художественно-творческих способностей учащихся.
3. Процесс сотворчества, сопровождающий художественно-творческую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей.
4. Фиксирование динамики развиваемых способностей должно осуществляться на протяжении всей опытно-экспериментальной работы с целью коррекции как педагогической деятельности, так и творческой деятельности учащихся.
5. Источником получения информации об уровне развития художественно-творческих способностей учащихся служат результаты художественно-творческой деятельности.
Создание педагогических условий, оптимизирующих развитие художественно-творческих способностей, – это ряд мер, реализованных коллективом лицея в образовательном процессе:
- взаимодействие учителя и учащегося, создание ситуаций успеха;
- моделирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития творческих умений школьников;
- снятие психологических барьеров, блокирующих раскрытие творческого потенциала школьника;
- постоянное поощрение оригинальных детских идей; широкое использование приемов развития дивергентного мышления, воображения и др.;
- стимулирование творческой деятельности и самостоятельности школьников.
Основными принципами, позволяющими результативно решать поставленные задачи, явились принципы культуросообразности, природосообразности, дополнительности.
Нами была взята на вооружение технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих умений школьников (табл. 4).
Педагоги стремились воспитать человека-интеллигента, который сможет реализовать в будущей жизнедеятельности свой творческий потенциал.
Таблица 4. Технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих способностей
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Методы |
Условия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Диагностический |
Выявление актуальности проблемы, диагностика и анализ потребностей и возможностей |
Установка на развитие творческих умений |
Диагностические анкеты, тесты, изучение работ школьников |
Готовность к самореализации, формированию качеств творческой личности |
2. Прогностический (компонент целеполагания) |
Выявление ведущей цели, формирование подцелей |
Осмысление проблемы |
Самопознание (рефлексия) |
Эмоционально- ценностное от- ношение к творческой деятельности |
3. Планирования творческих заданий |
Выбор дидактического материала, его дифференциация по уровню развития |
Выполнение тренировочных упражнений |
Эвристические, исследовательские |
Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника |
4. Определения ведущего метода обучения |
Выбор методик использования эвристических методов |
Выбор творческого задания в соответствии с индивидуальным интересом |
Эвристические (активное наблюдение) |
Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника |
5. Собственно творческой деятельности |
Уровень проявления творческих умений |
Выполнение творческих работ |
Эвристические (активное наблюдение) |
Целостный подход в развитии творческих умений, эмпатия, сотворчество |
Читайте также:
Сказка как жанр русского фольклора
Сказка входит в нашу жизнь в раннем детстве. Тогда же формируется ее наивное восприятие. Неслучайно немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр замечал: "Дети знают, что такое сказки". В отличие от них, ученые по-прежнему спорят по этому поводу. Общим местом множества литературоведческих трудов, п ...
Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...
Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации
образования
Система образования, как важный институт социального и социо-культурного воспроизводства, призвана эффективно реагировать на изменения в системах общества и его культуры, поскольку эти изменения влекут за собой новые задачи и возможности, а, следовательно, требуют от молодых людей, включающихся в ж ...