Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 7

2. Проведение исследовательской деятельности (система «подсказок», сравнительный анализ предложенных направлений деятельности, выбор в совместном поиске наиболее эффективных путей) во время самостоятельной деятельности учащихся (консультации, рекомендации, рецензирование и др.).

3. Ведущей формой общения являлись взаимодействие, которое сохраняло высокий уровень активности каждого участника творческого процесса, и сотрудничество.

4. Создание педагогических ситуаций, требующих от учащегося умений анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность педагога. Эти ситуации стимулируют развитие творческих способностей.

В результате организованной работы учащихся значительно развились и усложнились аналитические и практические умения осуществления художественно-творческой деятельности, повысились стремление к поиску и исследованиям, активность в творчестве; существенно изменилась мотивация творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности;

Таким образом, рассмотрев в данном параграфе организационно-педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории, мы пришли к выводам:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории осуществляется посредством специально разработанного нами процесса в ходе творческой деятельности, которая согласована со всеми этапами осуществления данного вида деятельности.

2. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективного функционирования процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории соответствуют поставленным задачам, ориентированы на развитие художественно-творческих способностей учащихся.

3. Процесс сотворчества, сопровождающий художественно-творческую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей.

4. Фиксирование динамики развиваемых способностей должно осуществляться на протяжении всей опытно-экспериментальной работы с целью коррекции как педагогической деятельности, так и творческой деятельности учащихся.

5. Источником получения информации об уровне развития художественно-творческих способностей учащихся служат результаты художественно-творческой деятельности.

Создание педагогических условий, оптимизирующих развитие художественно-творческих способностей, – это ряд мер, реализованных коллективом лицея в образовательном процессе:

- взаимодействие учителя и учащегося, создание ситуаций успеха;

- моделирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития творческих умений школьников;

- снятие психологических барьеров, блокирующих раскрытие творческого потенциала школьника;

- постоянное поощрение оригинальных детских идей; широкое использование приемов развития дивергентного мышления, воображения и др.;

- стимулирование творческой деятельности и самостоятельности школьников.

Основными принципами, позволяющими результативно решать поставленные задачи, явились принципы культуросообразности, природосообразности, дополнительности.

Нами была взята на вооружение технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих умений школьников (табл. 4).

Педагоги стремились воспитать человека-интеллигента, который сможет реализовать в будущей жизнедеятельности свой творческий потенциал.

Таблица 4. Технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих способностей

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы

Условия

1

2

3

4

5

1. Диагностический

Выявление актуальности проблемы, диагностика и анализ потребностей и возможностей

Установка на

развитие творческих умений

Диагностические

анкеты, тесты,

изучение работ

школьников

Готовность к самореализации, формированию качеств творческой личности

2. Прогностический (компонент

целеполагания)

Выявление

ведущей цели,

формирование

подцелей

Осмысление

проблемы

Самопознание

(рефлексия)

Эмоционально-

ценностное от-

ношение к творческой деятельности

3. Планирования

творческих

заданий

Выбор дидактического материала, его дифференциация по уровню развития

Выполнение

тренировочных

упражнений

Эвристические,

исследовательские

Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника

4. Определения

ведущего метода

обучения

Выбор методик

использования

эвристических

методов

Выбор творческого задания в соответствии с индивидуальным интересом

Эвристические

(активное

наблюдение)

Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника

5. Собственно

творческой

деятельности

Уровень

проявления

творческих

умений

Выполнение

творческих работ

Эвристические

(активное

наблюдение)

Целостный подход в развитии творческих умений, эмпатия, сотворчество

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к пр ...

Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: - предварительный, - текущий, - итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения. Назначение предварительного контрол ...

Этапы формирования лексических навыков
Соблюдение названных выше принципов является необходимым условием на каждом из этапов работы над лексическим материалом. К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками); первичное закрепление (тр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru