Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 7

2. Проведение исследовательской деятельности (система «подсказок», сравнительный анализ предложенных направлений деятельности, выбор в совместном поиске наиболее эффективных путей) во время самостоятельной деятельности учащихся (консультации, рекомендации, рецензирование и др.).

3. Ведущей формой общения являлись взаимодействие, которое сохраняло высокий уровень активности каждого участника творческого процесса, и сотрудничество.

4. Создание педагогических ситуаций, требующих от учащегося умений анализировать, оценивать собственную деятельность и деятельность педагога. Эти ситуации стимулируют развитие творческих способностей.

В результате организованной работы учащихся значительно развились и усложнились аналитические и практические умения осуществления художественно-творческой деятельности, повысились стремление к поиску и исследованиям, активность в творчестве; существенно изменилась мотивация творческой деятельности, коммуникативно-творческие способности;

Таким образом, рассмотрев в данном параграфе организационно-педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории, мы пришли к выводам:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории осуществляется посредством специально разработанного нами процесса в ходе творческой деятельности, которая согласована со всеми этапами осуществления данного вида деятельности.

2. Выделенные аспекты введения педагогических условий эффективного функционирования процесса развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории соответствуют поставленным задачам, ориентированы на развитие художественно-творческих способностей учащихся.

3. Процесс сотворчества, сопровождающий художественно-творческую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие художественно-творческих способностей.

4. Фиксирование динамики развиваемых способностей должно осуществляться на протяжении всей опытно-экспериментальной работы с целью коррекции как педагогической деятельности, так и творческой деятельности учащихся.

5. Источником получения информации об уровне развития художественно-творческих способностей учащихся служат результаты художественно-творческой деятельности.

Создание педагогических условий, оптимизирующих развитие художественно-творческих способностей, – это ряд мер, реализованных коллективом лицея в образовательном процессе:

- взаимодействие учителя и учащегося, создание ситуаций успеха;

- моделирование учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития творческих умений школьников;

- снятие психологических барьеров, блокирующих раскрытие творческого потенциала школьника;

- постоянное поощрение оригинальных детских идей; широкое использование приемов развития дивергентного мышления, воображения и др.;

- стимулирование творческой деятельности и самостоятельности школьников.

Основными принципами, позволяющими результативно решать поставленные задачи, явились принципы культуросообразности, природосообразности, дополнительности.

Нами была взята на вооружение технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих умений школьников (табл. 4).

Педагоги стремились воспитать человека-интеллигента, который сможет реализовать в будущей жизнедеятельности свой творческий потенциал.

Таблица 4. Технологическая карта-схема подготовки и проведения занятия по развитию творческих способностей

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы

Условия

1

2

3

4

5

1. Диагностический

Выявление актуальности проблемы, диагностика и анализ потребностей и возможностей

Установка на

развитие творческих умений

Диагностические

анкеты, тесты,

изучение работ

школьников

Готовность к самореализации, формированию качеств творческой личности

2. Прогностический (компонент

целеполагания)

Выявление

ведущей цели,

формирование

подцелей

Осмысление

проблемы

Самопознание

(рефлексия)

Эмоционально-

ценностное от-

ношение к творческой деятельности

3. Планирования

творческих

заданий

Выбор дидактического материала, его дифференциация по уровню развития

Выполнение

тренировочных

упражнений

Эвристические,

исследовательские

Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника

4. Определения

ведущего метода

обучения

Выбор методик

использования

эвристических

методов

Выбор творческого задания в соответствии с индивидуальным интересом

Эвристические

(активное

наблюдение)

Ситуации творческого выбора, сотворчество учителя и школьника

5. Собственно

творческой

деятельности

Уровень

проявления

творческих

умений

Выполнение

творческих работ

Эвристические

(активное

наблюдение)

Целостный подход в развитии творческих умений, эмпатия, сотворчество

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...

Рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения
А.К. Маркова предлагает следующие рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный стиль. Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно пре ...

Методика провидения занятий и специальные упражнения для глазных мышц
Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мыш ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru