Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 8

В опытно-поисковой работе каждый из «шагов» имел значимость для развития художественно-творческих способностей старшеклассников. О том, что программа развития художественно-творческих способностей была принята как, мы судили по делам учеников, высказываниям, творческой активности.

Приведем фрагмент выступления Даньшиной К. на диспуте «Нужны ли сегодня нашему обществу творческие люди?»: «Человечество приближается к столь высокой организации общества, что любая личность становится необходимой. Ведь в каждой личности заключается Вселенная, любая личность – единственна и неповторима во всей истории Земли. Наши прекрасные и высокие цели будут приносить пользу, добро и радость людям, а дела – обогащать смысл жизни. Творческие люди всегда составляли соль Земли».

Мы стремились к снятию ограничений, барьеров, подавляющих творческий рост детей: гибкость в организации учебного процесса, вариативность программ создавали мотивационные предпосылки в восхождении ученика к творческим потребностям. Мы понимали, что усложнять программу путем увеличения учебной нагрузки возможно только до определенного предела, и этот путь в эксперименте не использовался.

Развитию художественно-творческих способностей старшеклассников способствовало включение их в художественно-творческую деятельность. Интеллектуальная рефлексия обеспечивала и более высокий уровень познания, и способствовала развитию творческих способностей.

Произошли изменения в управлении детским коллективом на основе использования получаемой педагогами по результатам диагностики информации о детях и коллективе. Она использовалась в целях, с одной стороны, «стратегического» управления, связанного с изменением структуры коллектива, организацией деятельности и общения его членов, регулированием его внешних связей, с другой – повседневного, оперативного управления с учетом ситуаций, непрерывно возникающих в ученическом коллективе.

Актуализировались социально-психологические функции, направленные на формирование у педагогического коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы.

В формирующем эксперименте особое внимание для развития художественно-творческих способностей старшеклассников уделялось использованию следующего методического приема: детям предоставлялась возможность активно задавать вопросы. Умение школьника задавать вопросы свидетельствует о проблемности мышления учащегося. В вопросе отражается возникшая интеллектуальная и практическая задача. Характер вопросов ученика позволял нам судить не столько о его знаниях и представлениях, сколько о направлении его познавательной активности. Мы разработали серию вопросов для развития воображения, приемов сравнения. Примерами таких вопросов могут служить следующие: «Что было бы, если бы…?», «Правда ли, что…?» и др. Использование предлагаемых методов носило целостный характер и предполагало взаимодополняемость, соответствие метода этапу творчества.

На первом этапе работы ведущее место занимали наглядный и словесный методы, позволяющие заинтересовать школьников, накопить необходимый художественно-творческий опыт и создать установку на творчество. На втором этапе, когда происходило ознакомление со способами художественно-творческой деятельности, возрастала роль практического метода в сочетании с методом выделения и сравнения свойств изучаемого объекта. На третьем этапе самостоятельного овладения способами художественно-творческой деятельности эффективен метод детского экспериментирования.

Методы, избранные нами, способствовали упорядочению взаимосвязанной деятельности педагогов и школьников, были направлены на развитие, художественно-творческих способностей.

Использование в опытно-экспериментальной работе традиционных методов обучения (наглядного, словесного и практического) обусловлено необходимостью усвоения первого и второго элементов содержания образования. Применение методов продуктивного характера (выделения и сравнения свойств объекта, экспериментирования) связано с усвоением второго и третьего компонентов содержания обучения.

Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих умений приведена в таблице 4.

Таблица 5. Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих способностей старшеклассников

Этапы художественного творчества

Методы обучения

Назначение метода

I

Формирование установки на создание нового

Традиционные (наглядные, словесные)

Формирование новых сведений о художественном искусстве, обогащение жизненного и художественного опыта, вызывание интереса

II

Поиск решения поставленной задачи

Традиционные (практические), продуктивные (метод выделения и сравнения свойств объектов, обобщения, аналогии и др.)

Ознакомление со способами художественно-творческой деятельности

II

Самостоятельная творческая деятельность

Продуктивные (метод экспериментирования)

Овладение способами художественно-творческих действий

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Динамика системы образования РФ
Действующая на сегодняшний день система финансирования в сфере образования страдает всеми недостатками, свойственными любым учреждениям, финансируемым из бюджета: жесткая регламентация статей расходов, невозможность перераспределения ресурсов между статьями, высокие административные издержки привле ...

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Функции толерантности
1. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинс ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru