Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 20

Система работы кафедры по созданию образовательной среды включала:

1) целенаправленную поддержку у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу и традициям университета;

2) выработка кафедрой способов презентации своей профессионально-этической позиции, традиционной для нее системы ценностей и образцов профессиональной деятельности;

3) создание разнообразных структур и сфер проектной деятельности, позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры;

4) актуализация возможностей включения студентов в «лабораторию преподавателей» и неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в НИР кафедры;

5) создании открытой и доступной студентам информационной базы кафедры;

6) разработка и реализация на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности с традициями открытых защит результатов;

7) культивирование атмосферы состязательности, тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком и согласованном уровне требовательности и компетентности преподавателей.

В исследовании раскрыт механизм действия подструктур образовательной среды кафедры при выполнении ею образовательных функций: анализ возможностей различных компонентов образовательной среды → актуализация их потенциала как факторов создания личностно развивающей ситуации → приобретение в образовательной среде профессионально-личностного опыта (элемента профессиональной компетентности), содержание которого выходит за рамки возможностей его усвоения в рамках собственно учебного процесса.

Поддержка профессионально-личностного развития студентов благодаря актуализации средовых факторов оказывается эффективной, если: удается обеспечить субъектную позицию студента в отношении к среде, активно-преобразующее отношение к своему профессиональному развитию и будут реализованы технологии поддержки и сопровождения (тьютерства) профессионально-личностного развития студентов различных типологических групп как субъектов самореализации в образовательной среде вуза.

В соответствии с предложенной интерпретацией сущностных характеристик образовательной среды университета проектирование среды вуза не может представлять собой некую одноразовую акцию как это имеет место, например, в градостроительстве: проект - утверждение проекта - строительство здания. Динамичность образовательной среды, обусловленная влиянием на неё внешних факторов (социальные преобразования в стране и регионе, реформирование и модернизация образования в стране и мире, расширение автономии вузов, создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды, новые мировые тенденции в педагогике, достижения в науке и технике) и новой информации полученной по механизму обратной связи от подразделений вуза выявляют новые проблемы или дерева проблем и обнаруживают необходимость изменения проекта. На основании изучения реальности университетской жизни, ориентируясь на предложенную структурно-функциональную модель образовательной среды, мы показали, что имеет место проектирование каждого из указанных компонентов среды университета, но также важна их пространственно-временная согласованность.

Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры – результат деятельности педагогического субъекта кафедры (коллектива) по следующему алгоритму:

1. Определяются качественные характеристики предполагаемой образовательной среды и особенности студентов, обучающихся на кафедре.

2. На основании иерархического комплекса потребностей всех субъектов и нормативных документов выявляются конкретно-содержательные цели и задачи и содержание будущего образовательного процесса в такой среде.

3. Разрабатывается проект психодидактической организации образовательной среды кафедры, учитывающий интеграцию мотивационно-ценностного, информационно-знаниевого, развивающего профессионально-личностную компетентность и способствующего личностному саморазвитию, валеологического и гуманитарного компонентов –4. Разрабатывается проект социальной организации образовательной среды (научная и коммуникативная подструктуры).5. Разрабатывается проект пространственно-предметной организации образовательной среды кафедры (материально-техническая подструктура). Среда выступает носителем символического сообщения, что обеспечивает дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития. Предложен перечень рекомендуемых компонентов, формирующих образовательную среду в рекреации.6. Объединение и установление пространственно-временного соответствия разработанных проектов организации среды кафедры и экспертиза целостного проекта на основе ее формального описания.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Читайте также:

Разработка уроков по теме "Неполные квадратные уравнения"
Урок - лекция по теме "Неполные квадратные уравнения" Тип урока: изучение новой темы. Цели урока: ввести понятие квадратного и неполного квадратного уравнения; показать решения неполных квадратных уравнений; формировать умение решать неполные квадратные уравнения; развивать математическую ...

Половое и гигиеническое воспитание в школе
половой воспитание гендерный Половое воспитание младших школьников осуществляется в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир» (блоки «Человек и общество» и «Человек и его здоровье»), где уже сложилась определенная система в этом направлении, а также при изучении курса по выбору «Здоро ...

Педагогика для детей и для взрослых
У того, кто делает что-либо новое, должны быть ошибки, не надо бояться ошибиться. Неуспехи и трудности будят мысль. Дуралей тот, кто хочет, чтобы всегда было легко. Мудрец сказал: что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. Что из того, что восп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru