Система работы кафедры по созданию образовательной среды включала:
1) целенаправленную поддержку у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу и традициям университета;
2) выработка кафедрой способов презентации своей профессионально-этической позиции, традиционной для нее системы ценностей и образцов профессиональной деятельности;
3) создание разнообразных структур и сфер проектной деятельности, позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры;
4) актуализация возможностей включения студентов в «лабораторию преподавателей» и неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в НИР кафедры;
5) создании открытой и доступной студентам информационной базы кафедры;
6) разработка и реализация на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности с традициями открытых защит результатов;
7) культивирование атмосферы состязательности, тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком и согласованном уровне требовательности и компетентности преподавателей.
В исследовании раскрыт механизм действия подструктур образовательной среды кафедры при выполнении ею образовательных функций: анализ возможностей различных компонентов образовательной среды → актуализация их потенциала как факторов создания личностно развивающей ситуации → приобретение в образовательной среде профессионально-личностного опыта (элемента профессиональной компетентности), содержание которого выходит за рамки возможностей его усвоения в рамках собственно учебного процесса.
Поддержка профессионально-личностного развития студентов благодаря актуализации средовых факторов оказывается эффективной, если: удается обеспечить субъектную позицию студента в отношении к среде, активно-преобразующее отношение к своему профессиональному развитию и будут реализованы технологии поддержки и сопровождения (тьютерства) профессионально-личностного развития студентов различных типологических групп как субъектов самореализации в образовательной среде вуза.
В соответствии с предложенной интерпретацией сущностных характеристик образовательной среды университета проектирование среды вуза не может представлять собой некую одноразовую акцию как это имеет место, например, в градостроительстве: проект - утверждение проекта - строительство здания. Динамичность образовательной среды, обусловленная влиянием на неё внешних факторов (социальные преобразования в стране и регионе, реформирование и модернизация образования в стране и мире, расширение автономии вузов, создание рынка образовательных услуг и возникновение конкурентной образовательной среды, новые мировые тенденции в педагогике, достижения в науке и технике) и новой информации полученной по механизму обратной связи от подразделений вуза выявляют новые проблемы или дерева проблем и обнаруживают необходимость изменения проекта. На основании изучения реальности университетской жизни, ориентируясь на предложенную структурно-функциональную модель образовательной среды, мы показали, что имеет место проектирование каждого из указанных компонентов среды университета, но также важна их пространственно-временная согласованность.
Педагогическое проектирование образовательной среды кафедры – результат деятельности педагогического субъекта кафедры (коллектива) по следующему алгоритму:
1. Определяются качественные характеристики предполагаемой образовательной среды и особенности студентов, обучающихся на кафедре.
2. На основании иерархического комплекса потребностей всех субъектов и нормативных документов выявляются конкретно-содержательные цели и задачи и содержание будущего образовательного процесса в такой среде.
3. Разрабатывается проект психодидактической организации образовательной среды кафедры, учитывающий интеграцию мотивационно-ценностного, информационно-знаниевого, развивающего профессионально-личностную компетентность и способствующего личностному саморазвитию, валеологического и гуманитарного компонентов –4. Разрабатывается проект социальной организации образовательной среды (научная и коммуникативная подструктуры).5. Разрабатывается проект пространственно-предметной организации образовательной среды кафедры (материально-техническая подструктура). Среда выступает носителем символического сообщения, что обеспечивает дополнительные возможности познавательного, эстетического, этического развития. Предложен перечень рекомендуемых компонентов, формирующих образовательную среду в рекреации.6. Объединение и установление пространственно-временного соответствия разработанных проектов организации среды кафедры и экспертиза целостного проекта на основе ее формального описания.
Читайте также:
Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженны ...
Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и
"Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...
Особенности формирования этнокультуры дошкольников в педагогическом
процессе дидактической игры
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, ...