Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 22

Современные информационные технологии, которые характеризуются средой, где они осуществляются и компонентами, которые она содержит (техническая, программная, технологическая среда) становятся неотъемлемым компонентом образовательной среды вуза и кафедры. Основные направления изменения образовательной среды кафедры при использования компьютерных технологий заключаются, как мы полагаем, в: 1) организации коммуникации в проектировании, функционировании, развитии кафедральной среды; 2) привлечении всех компонентов образовательной среды для использования в самостоятельной работе студентов; 3) обеспечении как межпредметных связей по горизонтали и вертикали, так и взаимодействия с образовательной профессиональной информационной научно-медицинской средой вуза-региона-страны-мира. Разработан и апробирован комплекс учебно-методических ресурсов, который включает в себя три взаимосвязанных компонента: 1) Первый ресурс представлен включённой в информационно-образовательную среду кафедры и вуза Интернет-сайтом кафедры http: // rita. volgmed. ru/biochem/, который содержит информационные и информационно-обучающие материалы; 2) Блок, содержащий информационно-обучающие ресурсы, представлен электронной биомедицинской библиотекой; 3) Ресурсы информационные обучающие - контролирующие, представлены: тестами по теоретическим вопросам биохимии, а остальные обучающие - контролирующие ресурсы объединены в папку «Любознательный студент». Самостоятельная работа студента позволяет интегрировать личностный опыт, получаемый в образовательном процессе и поставляемый средой, и будет эффективной, если осознаётся как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность, и для неё созданы условия в кафедральной среде. Технология организации самостоятельной работы студентов основывается на разработанной структурно-функциональной модели и ориентирована на доступность для студентов всех ресурсов кафедры, в том числе и информационных.

Разработана схема мониторинга динамики образовательной среды кафедры медико-биологического профиля, которая включает информационно-аналитический блок и управленческий блок. В информационно-аналитическом блоке для каждой из подструктур образовательной среды кафедры (учебно-методическая, научная, материально-техническая, эколого-гигиеническая, коммуникативная) предложены показатели, отражающие эффективность образовательной среды кафедры медико-биологического профиля медицинского вуза как личностно-развивающей. Для каждого показателя предложено описание его проявления на низком, среднем и высоком уровнях и соответственно выставляется оценка в 1, 2 или 3 балла. Результат суммируется по виду подструктуры и позволяет выявить наиболее слабые места в образовательной среде кафедры, которые требуют коррекции. Управленческий блок включает анализ вариантов воздействия на подструктуры среды и разработку оптимизационных мер. Выявлены подходы к решению вопроса о том кто же конкретно будет проводить мониторинг образовательной среды кафедры, и оценивать эффективность «работы» среды на профессионально-личностное развитие студентов.

Применение ситуационно-средового подхода в проектировании образовательной среды кафедры на практике предполагало: изменение степени внутренней мотивации к изучению биохимии у студентов разных по профессиональной направленности уровневых групп (рис.8, рис.9), динамика оценки образовательной среды кафедры как позитивной, самооценка участия студентов в саморазвитии (рис.10). Студенты были отнесены к уровню профессиональной направленности (низкий I, средний II, высокий III) по параметрам, отражающим мотивационно-смысловую, когнитивную, практико-действенную сферы.

Поскольку одним из критериев "работы" среды на профессионально-личностное развитие служит оценка мотивационной сферы, мы сравнили динамику направленности учебной мотивации у студентов до включения комплекса учебно-методических ресурсов в образовательную среду кафедры биохимии, до расширения информационно-знаниевого и общекультурного компонентов на основе новых информационных технологий и использования средового подхода (2002 г) и после, когда проект среды кафедры как среды развития и саморазвития личности прошел апробацию (2005 г). В ходе диагностики (по методике Т.Д. Дубовицкой, 2002 г) у студентов всех уровневых групп выявлена положительная динамика направленности мотивации изучения биохимии.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24


Читайте также:

Теории мышления в психологии. Развитие мышления
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о ...

Организационная структура лагеря
Директор лагеря Ответственность за жизнь и здоровье детей и подростков. Курирование образовательной программы. Взаимодействие со службами лагеря, материально-техническое и финансовое обеспечение реализации программы. Выдача разрешений на перемещение детей и персонала за территорию лагеря. Менеджер ...

Описание фрагментов воспитательных занятий
Знания детей о нравственных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Для обобщения знаний о нравственности я провожу беседы по разнообразной тематике. Это беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюби ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru