Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 24

2. Разработана по шести позициям типология сред в образовании и предложена градация сред по ориентации их на личностное, профессиональное и профессионально-личностное развитие.

3. На базе общенаучных основ средового подхода выявлены методологические регулятивы его в педагогике; проведен сопоставительный анализ средового подхода с ведущими методологическими подходами педагогики и обосновано его включение в их число. Выделены процедуры средового подхода и показано, что применение средового подхода в педагогической практике вуза представляет собой сочетание двух уровней (макро и микро). Внесены уточнения по применению терминов «средовой подход» и «ситуационно-средовой подход». «Ситуационно-средовой подход» используют при реализации технологии организации среды на микроуровне.

4. На основании обширного фактического материала, отражающего состояние образовательной среды восьми кафедр медико-биологического профиля и среды медицинского университета, выявлена зависимость между качеством образовательной среды и временем адаптации к ней, стилями взаимоотношений между преподавателем и студентом, а также участием студентов в саморазвитии.

Проведенный на противопоставительной основе анализ влияния образовательной среды на профессионально-личностное саморазвитие преподавателя высшей школы выявил факторы среды способствующие и препятствующие этому.

5. Показана структурированность понятия образовательной среды высшего учебного заведения, выявлены присущие ей функции: интегративная, адаптивная, социокультурная, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида и предложены показатели, позволяющие характеризовать образовательную среду вуза как духовную общность.

Выявлена специфика образовательной среды медицинского университета, показаны условия, разработаны принципы и критерии интеграции среды лечебно-профилактического учреждения и среды медицинского университета.

Определена система работы кафедры по созданию образовательной среды, которая включала формирование у студентов чувства принадлежности к духовно-профессиональному сообществу университета; выработку кафедрой своей профессионально-этической позиции, создание системы презентации профессиональных ценностей и образцов деятельности; создание разнообразных структур и сфер деятельности (научных обществ, клубов по интересам, проектов и др.), позволяющих студентам реализовать свои профессиональные и духовные запросы в среде кафедры; актуализацию возможностей неформальных встреч преподавателей и студентов, доверительных отношений, включения студентов в творческую лабораторию преподавателя; создание открытой и доступной студентам информационной базы кафедры; разработку и реализацию на кафедре различных моделей самостоятельной учебно-проектной деятельности; культивирование атмосферы тьютерства, сопровождения и поддержки студентов при высоком уровне требовательности и компетентности преподавателей.

Разработан алгоритм, который позволяет включить в проектирование ситуации личностного развития каждого студента уже на начальных этапах обучения (кафедры медико-биологического профиля). Личность врача не является застывшим образованием, а представляет собой постоянное движение, процесс саморазвития и чем раньше студент встанет на эту стезю, тем больше выпускник вуза будет соответствовать образу врача-личности, а результат высшего медицинского образования будет адекватен провозглашённым целям.

6. Заложены основы проектирования образовательной среды медицинского университета и кафедры и предложены критерии для мониторинга её функции профессионально-личностного развития.

Страницы: 19 20 21 22 23 24 


Читайте также:

Практическое использование нетрадиционных форм работы с родителями в дошкольном учреждении
Практическая работа по внедрению нетрадиционных форм работы с родителями проводилась на базе ДОУ №96 «Умничка». Работа проводилась в течение всего года с родителями подготовительной группы. В начале года была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Работу начали с и ...

Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru