Специальные школы и центры для слабослышащих детей логикой своего предназначения и развития не запрограммированы на деятельность по адаптации ребенка с нарушенным слухом к массовому образовательному учреждению. В свою очередь массовое образовательное учреждение довольно жестко запрограммировано на "нормального" ребенка и вряд ли сможет достаточно быстро и успешно осуществить крутой разворот в сторону ребенка с определенными проблемами в развитии. К тому же, разнообразие существующих у детей аномалий и отсутствие соответствующего программно-методического, обеспечения еще более отодвигают то время, когда массовая школа сможет адекватно настроиться на решение проблем каждого аномального ребенка. В социальной адаптации и медико-педагогической реабилитации слабослышащих детей очевидна особая роль родителей и семейного образования [46, с.116]. Однако, как отмечалось ранее, чаще всего родители ребенка с нарушенным слухом не получают адекватной методической помощи и медико-психолого-педагогической подготовки, никак не организованы и вследствие этого практически выключены из единого коррекционно-образовательного процесса.
При определении направления изменений общество неизбежно встанет перед выбором альтернативных вариантов развития специального образования, которые предполагают:
замену сложившейся системы специального образования новой - более упрощенной и экономически необременительной;
сохранение старой системы, создание новых элементов в структуре специального образования, что расширяет возможности в удовлетворении особых потребностей детей, имеющих те или иные отклонения в развитии;
разработку новых подходов в структурной перестройке системы общего и специального образования, которые бы в определенной мере сближали их в достижении цели - развитии каждой индивидуальности и вместе с тем раскрывали перспективы и механизм таких изменений с учетом естественно-исторических и социокультурных процессов. При отсутствии действенного государственного регулирования процессов в системе оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями инициатива все больше переходит на региональный уровень. При этом на наш взгляд, определенную роль могут сыграть организуемые в экспериментальном порядке коррекционно-образовательные учреждения нового типа, в частности специализированные реабилитационные центры.
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство.
Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры, финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.
Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование.
Важной проблемой является специальное обучение слабослышащих детей. Поскольку без него невозможна практическая реализация социальной реабилитации и адаптации слабослышащих детей.
Важную роль в системе социальной помощи слабослышащим детям могут сыграть коррекционно-образовательные учреждения нового типа, в частности специализированные реабилитационные центры.
Технология социальной работы со слабослышащими детьми - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов жизнедеятельности, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку слабослышащих детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальная реабилитация слабослышащих детей - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа таких детей, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них - независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать их права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности [50, с.6]. Особое значение для слабослышащих детей имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей такой ребенок должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества.
Читайте также:
Комментированное чтение
как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...
Формирование и использование
интеллектуальных ресурсов школы
Информатизация управляющей системы и организация информационных потоков при решении задач функционирования и развития школы сегодня представляется необходимым, но не достаточным условием построения школьного информационного пространства. Главными субъектами процесса информатизации являются педагоги ...
Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска
Основная цель: практическая реализация концепции открытого непрерывного образования. Основные направления учебной деятельности Межшкольного учебного комбината № 4: · профильное обучение; · дополнительное образование; · профессиональное обучение и переподготовка; · работа с одаренными детьми; · внед ...