Поэтика волшебных сказок

Страница 2

Сказка предлагает различные виды испытаний героя, например, ликвидация беды. Как это делается? Нередко герою предлагается трудная задача. Содержание таких задач весьма разнообразно: что-то надо добыть, построить за одну ночь хрустальный дворец и т.п. По замечанию В.Я. Проппа, "функционально они объединены одним признаком: они выполнимы только героем, обладающим тем самым волшебным средством или помощником, который соответствует задаче". Способ ликвидации беды - похищение, поединок, чудесное бегство. В сказке может быть дополнительное испытание - на идентификацию героя: выясняется, кто на самом деле совершил подвиг, и посрамляется самозванец.

Развязка сказки - свадьба и воцарение героя. Счастливый финал считается характерным признаком композиции волшебной сказки. В этом исследователи видят ритуальные корни: хороший конец имел будто бы магическое значение.

Им соответствуют клишированные, часто ритмизованные прозаические фразы:

зачины ("жили-были…", "в некотором царстве, в некотором государстве…", "было у царя три сына", "дóсюль жил был царь на царстве, на ровном мести, как сыр на скатерти", "не у коего царя был почестный пир" и т.д.);

концовки ("и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало", "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок", "стали жить да быть, добра наживать - лиха избывать!", "и съехал в подсолнечное царство; и весьма хорошо живет, прокладно, и желает себе и детям долговременный спокой…", "тем и кончилась его жизнь", "на том все и кончилось" и т.д.);

присказки ("долго ли, коротко ли", "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", а также простое повторение глагола типа "шел он, шел", "они плавали, плавали в бочке" и т.д.) (Большакова 2007: Эл. ист., Зуева, Кирдан 2002: 138; Лихачев 2001: 22-23).

Они связывают цепочку мотивов в единый сюжет и позволяют слушателю следить за течением сказочного времени, поскольку оно "оказывается как бы вне действительности" (Зуева, Кирдан 2002: 138): "начинается как из небытия" (Лихачев 2001: 22), "неразрывно связано со сказочным сюжетом" (Там же) и останавливается, как только заканчиваются приключения героев (Там же: 23).

Типические черты сказочного времени способствуют формированию одного из наиболее распространенных композиционных приемов этого жанра - утроение мотивов, т.е. троичное повторение эпизодов с нарастанием эффекта: герой является младшим из трех братьев, совершает три поездки, переживает три встречи, сражается с тремя противниками, отрубает три головы змея, достает три диковинки, выполняет три задачи и т.д. Дело в том, что число три является одной из универсалий мифологической модели мира, имеет сакральное значение. С этим числом связываются три яруса мироздания, три грамматических времени и лица. В волшебной сказке оно моделирует не только внутрисемейные отношения, и повествование в целом, сообщая ему размеренный эпический ритм и философскую тональность. Кроме того, утроение мотивов замедляет развитие стремительного прямолинейного действия сказки и способствует выявлению основной идеи сюжета (Зуева, Кирдан 2002: 137).

Важной особенностью сказочного времени является его замкнутость в каком-то "“нездешнем” пространстве" (Лихачев 2001: 23): за морями и лесами, в некотором царстве, в некотором государстве, на краю света, за тридевять земель (Там же: 23, 131). Оно сверхпроводимо (Там же: 130). Герои сказки передвигаются поразительно быстро и встречают лишь то, что необходимо для действия. Сказка активно разрабатывает остроту ситуации, когда кажется, что все уже потеряно и нет никакой надежды. Например, Терешечка сидит на дереве, Баба-яга перегрызает это дерево, еще немного - и оно свалится. Тут появляется стая гусей-лебедей. Ребенок-слушатель может с облегчением вздохнуть: ну, сейчас они Терешечку заберут. Не тут-то было: гуси-лебеди отказываются помочь, "кивая" на следующую стаю. А дерево вот-вот свалится. Следующая стая также отказывается. Дерево еле держится. Наконец, летит одинокий гусь - он-то и забирает Терешечку.

Таким образом, "в русской сказке сопротивление среды почти отсутствует. Герои передвигаются с необыкновенной скоростью, и путь их не труден и не легок: “едет он дорогою, едет широкою и наехал на золотое перо жар-птицы”. Препятствия, которые встречает герой по дороге, - только сюжетные, но не естественные, не природные. Физическая среда сказки сама по себе как бы не знает сопротивления. Поэтому так часты в сказке формулы вроде “сказано - сделано”. Не имеет сказка и психологической инерции. Герой не знает колебаний: решил - и сделал, подумал - и пошел. Все решения героев также скоры и принимаются без длительных раздумий. Герой отправляется в путь и достигает цели без усталости, дорожных неудобств, болезни, случайных, не обусловленных сюжетом попутных встреч и т.д. <…> Сопротивление среды бывает только “целенаправленным" и функциональным, сюжетнообусловленным" (Там же: 130).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Содержание педагогического общения
Под содержанием общения обычно понимают ту информацию, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта другому либо циркулирует между ними. Поскольку эта информация по своему характеру далеко не однородна, то по содержанию выделяют материальное, когнитивное, кондиционное, мотива ...

Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...

Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к пр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru