Поэтика волшебных сказок

Страница 2

Сказка предлагает различные виды испытаний героя, например, ликвидация беды. Как это делается? Нередко герою предлагается трудная задача. Содержание таких задач весьма разнообразно: что-то надо добыть, построить за одну ночь хрустальный дворец и т.п. По замечанию В.Я. Проппа, "функционально они объединены одним признаком: они выполнимы только героем, обладающим тем самым волшебным средством или помощником, который соответствует задаче". Способ ликвидации беды - похищение, поединок, чудесное бегство. В сказке может быть дополнительное испытание - на идентификацию героя: выясняется, кто на самом деле совершил подвиг, и посрамляется самозванец.

Развязка сказки - свадьба и воцарение героя. Счастливый финал считается характерным признаком композиции волшебной сказки. В этом исследователи видят ритуальные корни: хороший конец имел будто бы магическое значение.

Им соответствуют клишированные, часто ритмизованные прозаические фразы:

зачины ("жили-были…", "в некотором царстве, в некотором государстве…", "было у царя три сына", "дóсюль жил был царь на царстве, на ровном мести, как сыр на скатерти", "не у коего царя был почестный пир" и т.д.);

концовки ("и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало", "сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок", "стали жить да быть, добра наживать - лиха избывать!", "и съехал в подсолнечное царство; и весьма хорошо живет, прокладно, и желает себе и детям долговременный спокой…", "тем и кончилась его жизнь", "на том все и кончилось" и т.д.);

присказки ("долго ли, коротко ли", "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", а также простое повторение глагола типа "шел он, шел", "они плавали, плавали в бочке" и т.д.) (Большакова 2007: Эл. ист., Зуева, Кирдан 2002: 138; Лихачев 2001: 22-23).

Они связывают цепочку мотивов в единый сюжет и позволяют слушателю следить за течением сказочного времени, поскольку оно "оказывается как бы вне действительности" (Зуева, Кирдан 2002: 138): "начинается как из небытия" (Лихачев 2001: 22), "неразрывно связано со сказочным сюжетом" (Там же) и останавливается, как только заканчиваются приключения героев (Там же: 23).

Типические черты сказочного времени способствуют формированию одного из наиболее распространенных композиционных приемов этого жанра - утроение мотивов, т.е. троичное повторение эпизодов с нарастанием эффекта: герой является младшим из трех братьев, совершает три поездки, переживает три встречи, сражается с тремя противниками, отрубает три головы змея, достает три диковинки, выполняет три задачи и т.д. Дело в том, что число три является одной из универсалий мифологической модели мира, имеет сакральное значение. С этим числом связываются три яруса мироздания, три грамматических времени и лица. В волшебной сказке оно моделирует не только внутрисемейные отношения, и повествование в целом, сообщая ему размеренный эпический ритм и философскую тональность. Кроме того, утроение мотивов замедляет развитие стремительного прямолинейного действия сказки и способствует выявлению основной идеи сюжета (Зуева, Кирдан 2002: 137).

Важной особенностью сказочного времени является его замкнутость в каком-то "“нездешнем” пространстве" (Лихачев 2001: 23): за морями и лесами, в некотором царстве, в некотором государстве, на краю света, за тридевять земель (Там же: 23, 131). Оно сверхпроводимо (Там же: 130). Герои сказки передвигаются поразительно быстро и встречают лишь то, что необходимо для действия. Сказка активно разрабатывает остроту ситуации, когда кажется, что все уже потеряно и нет никакой надежды. Например, Терешечка сидит на дереве, Баба-яга перегрызает это дерево, еще немного - и оно свалится. Тут появляется стая гусей-лебедей. Ребенок-слушатель может с облегчением вздохнуть: ну, сейчас они Терешечку заберут. Не тут-то было: гуси-лебеди отказываются помочь, "кивая" на следующую стаю. А дерево вот-вот свалится. Следующая стая также отказывается. Дерево еле держится. Наконец, летит одинокий гусь - он-то и забирает Терешечку.

Таким образом, "в русской сказке сопротивление среды почти отсутствует. Герои передвигаются с необыкновенной скоростью, и путь их не труден и не легок: “едет он дорогою, едет широкою и наехал на золотое перо жар-птицы”. Препятствия, которые встречает герой по дороге, - только сюжетные, но не естественные, не природные. Физическая среда сказки сама по себе как бы не знает сопротивления. Поэтому так часты в сказке формулы вроде “сказано - сделано”. Не имеет сказка и психологической инерции. Герой не знает колебаний: решил - и сделал, подумал - и пошел. Все решения героев также скоры и принимаются без длительных раздумий. Герой отправляется в путь и достигает цели без усталости, дорожных неудобств, болезни, случайных, не обусловленных сюжетом попутных встреч и т.д. <…> Сопротивление среды бывает только “целенаправленным" и функциональным, сюжетнообусловленным" (Там же: 130).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Общая характеристика мышления
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. ...

Методические рекомендации для педагогов
Разработанная в ходе исследования программа "Мой любимый край" и методика ее реализации могут быть использованы педагогами и родителями, что обеспечит планомерное, целенаправленное и эффективное формирование патриотизма у старших дошкольников. При их использовании следует учитывать: 1. За ...

Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о ра ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru