Поэтика волшебных сказок

Страница 6

Он проявляется и в сюжетах с самым архаическим из противников героя - змеем. Один из древнейших образов мирового фольклора, змей устойчиво связывается с образом огненной реки, воплощает враждебные человеку стихии - огонь и воду, которая во многих мировых мифологиях олицетворяет хаос, его тьму и бездну. Из этой бездны и является змей.

Мотив змееборства возник из мотива поглощения, связанного с обрядом, в ходе которого посвящаемый пролезал через сооружение, имевшее форму чудовищного животного. Там он как бы переваривался, а затем извергался новым человеком.

Однако само по себе изучение древнего обряда не дает ключа к пониманию семантики фольклорного образа. Путь к нему лежит через анализ мифов, его объясняющих. Согласно им, пребывание в желудке зверя дает вернувшемуся из него магические способности, в том числе власть над зверем. Возвратившийся становится великим охотником. Такова производственная основа сказочного сюжета, обряда и мифа.

В сказке она нередко претерпевает видоизменения. Например, пребывание в желудке сменяется пребыванием в гнезде или обвиванием змеи вокруг героя. Меняются также магические дары (алмазы и другие драгоценные камни) и способности, приобретенные после встречи со змеем. Среди последних часто упоминаются способность исцелять и получение новых знаний, например языка животных. Так, в сказке "Змей-людоед" зверь проглатывает царевича, чтобы научить его птичьему языку, и вновь выплевывает его. А в самарской сказке герой Стенька Разин встречает чудовище Волкодира, разрубив которого, находит волшебный камень. Лизнув камень, найденный в желудке змея, Стенька узнает все, что есть на свете.

Как и в случае с Ягой, образ змея имеет две ипостаси - дарителя и чудовища, которое нужно уничтожить. Этот дуализм обусловлен изменением представлений о змее вследствие конфликта первоначальных смысловых форм и новых форм культуры. Есть две стадии его развития. На второй из них змей превращается в свою же противоположность - чудище, злое существо.

Мотив змееборства развивается из мотива поглощения. Первоначально поглощение представляло собой обряд, производившийся во время посвящения. Он придавал юноше или будущему шаману магические способности. Отражением этих представлений в сказке являлись, с одной стороны, драгоценные камни, которые герой находит в голове или чреве змея, с другой - приобретение знания языка животных. В более поздних сказочных сюжетах они отсутствуют. Поглощение уже не испытывается как благо, а происходит случайно. Связь с обрядами теряется. Вносится новый момент перемещения героя внутри желудка поглотителя. На этой стадии появляются утилитарные моменты: сердце или печень поглотителя отрезаются и употребляются в пищу.

В дальнейшем мифы осложняются введением второго лица: один поглощается, другой освобождает его, бросаясь в эту же пасть и терзая поглотителя изнутри. Перемещение внутри змея на этой стадии отпадает.

Иногда герой бросает в пасть чудовища вместо себя горячие камни, которые губят поглотителя изнутри, в то время как сам герой сражается с ним снаружи. Здесь поглотителя убивают стрелами, копьем или шашкой. Отсюда уже прямой переход к формам змееборства, имеющимся в сказке. С отпадением обряда теряется смысл поглощения и "выхаркивания", оно замещается различными переходными формами и исчезает. Центр тяжести героизма переносится от поглощения к убиению поглотителя.

Интересным в сказке является мотив героя в бочке, он родствен мотиву героя в рыбе и происходит от него. Завистники кладут героя в шлюпку; "немного погодя набежали тучи, зашумела буря, поднялись волны и понесли шлюпку неведомо куда. Занесли ее далеко-далеко и выкинули на остров". Шлюпка, выкидывающая героя, напоминает нам рыбу, выхаркивающую его.

Итак, эти два мотива близки. Спускание в бочку мотивированно очень различно. Но есть комплекс, в который оно входит органически. Он включает предсказание гибели царя от мальчика, спускание мальчика на воду, его взросление в тиши у какого-нибудь пастуха или садовника и воцарение. Пребывание в бочке соответствует пребыванию в чреве рыбы, последующее тайное воспитание совместно с другими мальчиками - периоду посвящения, инициации. Прохождение героем этих этапов становится условием приобретения тех способностей, которые нужны вождю, и, следовательно, его воцарения. А поскольку обряд и мотив проглатывания и извергания имеет тотемическое происхождение (тотемом могут служить не только животные, но и дерево), то в бочке можно узнать традицию дерева. Возможно, что в мотиве героя в бочке слились обе эти традиции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Нетрадиционные формы работы с родителями
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, ...

Критерии эффективности личностно-ориентированного урока
Существует множество подходов к анализу урока, его оценке. В зависимости от целей урока, его функций, опыта работы учителя, включая характер его взаимоотношений с учениками (а он у каждого свой, ведь учитель — тоже личность!), необходимо выбрать разные критерии оценки урока. Урок — та учебная ситуа ...

Виды мониторинга в образовании. Место квалиметрического мониторинга качества обучения в системе контроля качества образования
В общем случае мониторинг в образовании можно определить как систему постоянного сбора данных, их обработки, анализа и интерпретации с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной, дифференцированной по уровням использования и значимой информацией о соответствии п ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru