История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России

Страница 7

В двадцатые годы прошлого века С.Т. Шацкий возглавляет Первую опытную станцию народного комиссариата просвещения. Система таких школ создавалась наркомпросом для того, чтобы экспериментальным способом определить перспективы развития образования и воспитания детей и молодежи в нашей стране. Станция включала в себя несколько сельских школ, а потребность детей в общении реализовывалась в специально организованных при школе клубах. Один-два раза в неделю (в некоторых школах чаще) детям предоставлялись школьные помещения для клубной деятельности. В Кривской школе занятия клуба проводились ежедневно по средам. Для детей были организованы игры, занятия рисованием, пением. Весной играли на площадке в подвижные игры. В Величковской школе в зимнее время функционировала изба-читальня. В клубе занимались не только учащиеся школы, но и все дети деревни. Каждое воскресенье в школе - колонии "Бодрая жизнь" собирались молодежь и учащиеся из близлежащих деревень. Здесь можно было посмотреть диапозитивы, сыграть в шашки и шахматы. Был открыт доступ в сельскохозяйственный и физический кабинеты. Во второй половине дня посетители могли прослушать концерт, посмотреть спектакль. В.Н. Шацкая вспоминала, что ребята проявляли инициативу и большую изобретательность в проведении клубного дня. Они стремились активизировать внимание и интересы посетителей, привлечь их к участию в различных мероприятиях клуба.

В некоторых школах станции были выработаны специальные положения о клубах, которые четко регулировали правила поведения, отношений и деятельность детей:

Активно открывались разнообразные внешкольные учреждения и в других городах России. В 1918 году в Петрограде появляются Художественная станция и первый передвижной театр для детей. Школьный драматический театр появляется в Саратове. В этот же период развиваются экскурсионные базы, появляются летние колонии, первые "школы-кочевки", летние лагеря. Этому способствовало создание в 1918 году при Наркомпросе бюро школьных экскурсий, а в 1919 году Центрального бюро школьных экскурсий для помощи провинциальным школьникам. Чуть позже возникновение летних внешкольных объединений было связано с созданием пионерских отрядов и в период 1920-1930 годов регулировалось документами ВКП (б) и комсомола о детском движении. Как считают современные исследователи, деятельность первых летних внешкольных объединений испытывала на себе влияние скаутских программ. Использование активных методов увлечения идеалами взрослых, символов, атрибутов и ритуалов, привлекательных заданий, сочетающих личный и общественный интересы и многое другое, могло обогатить практику работы с детьми, тем более, что многие скаут - мастера русских скаутов возглавили первые пионерские отряды. Однако жесткая ориентация пионерского движения на политические цели со стороны партии и комсомола направили пионерскую организацию на активное приобщение детей к общественной жизни, классовой борьбе и т.д. В 1924 году организаторы окончательно размежевались со скаутами и взяли курс на социалистическое воспитание. Внутри лагеря воспитательная работа концентрировалась на образовательно-клубных формах организации досуга и развития интересов, способностей и дарований каждого ребенка. Организатором детского досуга выступал специалист - клубный работник. Для того чтобы учесть все потребности детей и интересы детей, клубная работа была организована специальными бригадами, в обязанности которых входило развернуть деятельность в соответствии с направленностью интересов ребят. Среди них были бригады затейников, библиотекарей, физкультурников, юннатов, юных корреспондентов, художников, туристов и т.д. Работу бригад дополняла деятельность кружков, организованная специалистами городских внешкольных учреждений. В двадцатые годы возникали летние внешкольные объединения детей разнообразных типов. В 1925 появляется опытное учреждение оздоровления и воспитания детей - лагерь - санаторий "Артек". Начинают свою работу ведомственные пионерские лагеря, организатором которого становились профсоюзы одного предприятия. Первый интернациональный пионерский лагерь начал работать летом 1930 года недалеко от Тифлиса. В нем отдыхали и взаимодействовали дети 15 национальностей. Педагогическая работа с ними была построена через занятия по межъязыковому общению, ознакомлению с фольклором разных народов и т.д. В тридцатые годы, учитывая общий политический курс на индустриализацию страны, стали появляться политехнические лагеря, где, при активном содействии станций юных техников, организовывалась работа по выполнению различных технических проектов, проведению массовых пропагандистских мероприятий и вовлечению сельских детей в бригады юных техников [1].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театрализованная деятельность. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребн ...

Понятие «Досуг», «Девиантного поведения», «Реабилитация»
Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. реабилитация это система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности. Девиантное поведение – (от английского.deviation-отклонение) – совершение ...

Психолого-физиологическая характеристика подростков
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологич ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru