Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению

Страница 8

внеучебный литературный школьник познавательный

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым условием становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и играет значительную роль в структуре его личности.

Уже в начальных классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием познавательной самостоятельности школьников.

Общим психологическим правилом выработки интереса является следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным [67].

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование по теме «Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности» позволило сделать ряд заключительных выводов.

1. В современных условиях обучения возрастает значимость проблемы формирования познавательного интереса. Ее актуальность обусловлена качественно новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию образования в связи с расширением и углублением процессов демократизации в современном обществе.

2. Понятие «познавательный интерес» в педагогике рассматривается с разных позиций. Согласно общепринятому определению, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к познанию научной предметной области, к предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Знакомство с передовыми идеями отечественных и зарубежных психологов и педагогов позволило установить зависимости, которые определяют интенсивность и характер существования познавательного интереса в обучении. Эти положения легли в основу нашей работы: насилие в любом его проявлении подавляет природу ребенка и его интерес к учению; возникновение и формирование интереса во многом зависит от учителя, его педагогического мастерства, от создания им положительной эмоциональной атмосферы на уроке; поддержанию интереса к учению способствует использование различных средств и методов обучения, а также привлечение занимательного, доступного, жизненного материала, взятого из опыта детей. Учитывая опыт исследователей, и адаптируя его к современным условиям обучения, мы теоретически обосновали и экспериментально проверили свой подход к решению проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.

3. Соблюдение педагогических условий способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса младших школьников, к ним относятся: максимальная опора на мыслительную деятельность учащихся; оптимальный уровень развития учащихся; эмоциональная атмосфера обучения; позитивные отношения между участниками учебного процесса.

4. В связи с задачами исследования возникла необходимость подобрать критерии и показатели сформированности познавательного интереса младших школьников: познавательная активность, познавательная самостоятельность, интерес к внеучебной деятельности. На основании данных критериев нами выявлены: высокий, средний и низкий уровни сформированности познавательного интереса.

5. Опытно-экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе с целью определения имеющегося уровня сформированности познавательного интереса было проведено диагностирование по методикам: «Познавательная активность», «Познавательная самостоятельность», «Интерес к внеучебной деятельности».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Изучение организационных документов учреждения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского» (далее именуется - Университет) образовано в результате переименования Дальневосточной государственной морской академии адмирала Г.И. Не ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Направления совершенствования управление системой дошкольного образования г. Иркутска
На сегодняшний день есть все основания для оживления иркутского рынка образовательных услуг в сфере образования вообще и в секторе дошкольного образования в частности. Законодательная база расширяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru