Практическая реализация технологий социальной работы со слабослышащими детьми

Страница 10

В Псковской области, начиная с 1991 года, удалось многого достичь для того, чтобы люди с тяжелой формой инвалидности, имеющие нарушения интеллекта, аутизм, детский церебральный паралич, множественные нарушения, в т. ч. нарушения слуха, были включены в активную жизнь общества [62]. Сегодня жители Пскова с особенностями развития имеют возможность получать комплексную помощь специалистов от рождения до зрелого возраста в различных учреждениях.

Остановимся кратко на том, каким образом строится работа системы в регионе (Приложение 1). Появление в семье ребенка-инвалида вызывает комплекс проблем, к решению которых родители изначально не готовы. В результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации, для преодоления которой требуется помощь в решении психологических, медицинских, педагогических, социальных, правовых проблем, вызванных появлением ребенка с особыми потребностями. Решение задачи комплексного сопровождения семьи взяла на себя Служба сопровождения семьи и ребенка, действующая в структуре общественной организации родителей детей-инвалидов "Я и Ты" при поддержке Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. Уже в первые дни выявления серьезных проблем в развитии ребенка вместе с психологической поддержкой родители получают информацию о том, какие специалисты и где могут оказать необходимую помощь их ребенку в развитии. Такой подход к сопровождению семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, позволяет сократить количество отказов от детей.

Помимо поддержки родителей с первых месяцев жизни ребенка ему оказывается комплексная помощь в развитии специалистами разных профессий. Услуги ранней помощи предоставляются тремя псковскими центрами, один из которых относится к системе здравоохранения, два других - к системе образования. Важным элементом работы каждого центра является мультидисциплинарный подход, позволяющий специалистам вместе с родителями всесторонне оценить состояние ребенка, разработать и реализовывать комплексную программу оказания ему психолого-педагогической и медицинской помощи. Кроме центров для детей дошкольного возраста в городе имеются специализированные детские сады, принимающие детей с нарушениями интеллекта и опорно-двигательного аппарата. В дополнение к ним в 2011 году при Центре лечебной педагогики открыто дошкольное отделение.

Следующим звеном в системе оказания помощи людям с тяжелыми нарушениями развития являются учреждения, предоставляющие образовательные услуги детям школьного возраста. ГОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" (ЦЛП) начал работу с такими детьми в 1993 году, позже при коррекционной школе VIII вида № 1 были созданы классы для детей со сложной структурой дефекта. Благодаря работе этих учреждений дети, ранее считавшиеся необучаемыми, получили возможность регулярно посещать образовательное учреждение. В ЦЛП обучение осуществляется на основе индивидуальных программ и направлено на развитие жизненной компетенции детей, на формирование у них таких навыков, умений, представлений, которые помогут им реализовать их потенциальные возможности, включаясь в жизнь общества.

Выпускники ЦЛП и коррекционных школ VIII вида, имеющие инвалидность, по достижении ими 18-летнего возраста поступают в Государственное учреждение социального обслуживания "Производственно-интеграционные мастерские". Это уникальное учреждение не только для Псковской области. Оно обеспечивает занятость 130 взрослых людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающими в г. Пскове. Их занятость обеспечивается трудом в пяти производственных отделениях: швейное, прачечное, деревообработки, растениеводства и картонажное, а также в трех непроизводственных: отделение развития и ухода, хозяйственное и тренировочное.

Слабослышащие дети - учащиеся Центра - представляют собой неоднородную группу детей с различным состоянием слуховой функции, уровнем общего и речевого развития, мыслительной деятельности.

Приведем в качестве примера данные о некоторых слабослышащих участниках эксперимента, свидетельствующие о разнообразии состояния их слуха, речевых особенностей и др. (Приложение 2).

На основе анализа личных дел и характеристик речи школьников экспериментальной группы можно заключить, что у большинства из них двусторонняя тугоухость III-IV степени по Международной классификации нарушений слуха. У нескольких детей имеются родственники с нарушенным слухом. Сопутствующие заболевания (косоглазие, сколиоз, сниженное зрение и т.д.) отмечены у 40 % исследуемых. На момент составления материалов личных дел задержка психического развития и педагогическая запущенность были отмечены у 38 % детей, у остальных 62 % - интеллект сохранен. В самостоятельной речи развернутыми фразами пользуются 47 % исследуемых детей. Речь внятная у большей части исследуемых (60 %), у остальных (40 %) - невнятная или маловнятная. Лишь у 26 % детей речь можно охарактеризовать как эмоциональную и выразительную. Большая часть слабослышащих учащихся (79 %) не соблюдают в речи слоговое, логическое ударение и нормы орфоэпии. У 57 % отмечается нарушение темпа речи (в основном - замедленный темп). Грубые дефекты звукопроизношения (гнусавость, призвуки и др.) отмечаются у половины (52 %) исследуемых. Многие из детей испытывают значительные трудности при общении: контакт с взрослыми и другими детьми в Центре устанавливают трудно, стесняются переспросить, испытывают некоторое смущение при общении и т.д.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Читайте также:

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Роль и место политехнических знаний при изучении раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...

Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий). 1 группа – техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графи ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru