Проведенное исследование подтверждают необходимость овладения слабослышащим ребенком диалогической речью, т.к. в диалоге наиболее существенно реализуется познавательная активность людей и их потребность в знании; умение вести диалог является важным условием умственного личностного развития и успешной социализации в мире слышащих людей.
Полученные в процессе эксперимента данные показывают, что навыки ведения диалога слабослышащими детьми недостаточны для их успешного речевого взаимодействия с окружающими, в т. ч., слышащими. Слабослышащие дети в целом занимают пассивную позицию в диалоге, предпочитают больше отвечать, нежели спрашивать, не инициируют диалог. У них не наблюдается желания продолжить разговор на определенную тему. В речи, в основном, преобладают короткие односложные предложения. В ответах на вопросы собеседника дети часто ограничиваются одним словом. В репликах-ответах слабослышащих детей в основном встречаются типовые фразы, отработанные на уроках по той или иной теме. Тематика диалогов практически не выдерживается. Большинство слабослышащих детей имеют низкий уровень речевой коммуникации (малоактивны в общении, участвуют в нем, как правило, по инициативе других, не умеют слушать и с трудом понимают обращенную речь, не умеют последовательно и точно излагать свои мысли, редко пользуются формами речевого этикета, сопровождают или заменяют реплики диалога жестовой речью).
Нами была разработана и апробирована система формирования диалогической речи слабослышащих детей во внеурочной деятельности, которая основывается на дифференцированном подходе к работе со слабослышащими детьми, имеющими различные уровни речевой коммуникации. В результате функционирования этой системы расширились возможности практической реализации речевых умений слабослышащих детей в процессе общения.
Результаты экспериментальной работы позволили определить комплекс социально-педагогических условий формирования диалогической речи слабослышащих детей (повышение качества речи слабослышащих детей; дополнение программного содержания раздела "Развитие речи" диалогами, отражающими интересы и реальные ситуации общения слабослышащих детей; расширение практики их общения со слышащими собеседниками; включение специальных упражнений, оптимизирующих разговорные навыки слабослышащих детей; повышение мотивации общения; развитие диалогической речи во внеурочной деятельности; взаимосвязь работы по совершенствованию диалогической речи слабослышащих детей во внеурочное время и на уроках русского языка, развития речи и др.).
На основе наблюдений и выводов, сделанных в ходе экспериментального обучения, были сформулированы методические рекомендации для специалистов Центра по формированию навыков ведения диалога у слабослышащих детей во внеурочной деятельности.
Таким образом, в настоящей работе подтверждена гипотеза, решены все поставленные задачи, достигнута цель исследования.
Приложения
Приложение 1
Модель региональной системы комплексного сопровождения лиц с тяжелыми нарушениями развития
Приложение 2
Характеристики некоторых слабослышащих детей, участвовавших в эксперименте (из материалов личных дел)
Читайте также:
Основные факторы повышения эффективности управления
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы»
Разделим основные факторы повышения эффективности управления МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы» на три большие группы (см. рис.6). Основные факторы повышения эффективности управления муниципальным общеобразовательным учреждением þ факторы повышения эффективности управле ...
Анализ ОЭР с педагогической запущенности детьми младшего школьного возраста
На основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные ...
Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст-это период (с шести-семи до девяти-одиннадцати лет), когда происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирования основных социально-нравственных качеств личности. Т.Л. Беркман, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Элькон ...