Теперь, когда вы успешно завершили сопоставительный анализ басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, думаю, вам нетрудно будет выполнить аналогичное задание самостоятельно, только теперь сопоставить предстоит басни «Лисица и Виноград», которые написали те же авторы.
Иван Андреевич Крылов – один из любимых русским народом поэтов, один из основоположников русской литературы. Николай Васильевич Гоголь говорил, что басни Крылова стали настоящей «книгой мудрости народа», на них воспитывались и воспитываются многие поколения. И.А. Крылов вошел в историю русской литературы как непревзойденный баснописец. Жанром басни он владел в совершенстве и написал более двухсот басен.
«Можно забыть, что читаешь стихи: так этот рассказ легок, прост и свободен. Между тем какая поэзия! …Это искусство представлять предметы так живо, что они кажутся присутственными», – писал В.А Жуковский.
Некоторые его басни были переводами или подражаниями, многие сюжеты были заимствованы из русских сказок, но все они были откликами на события современной ему русской жизни. Крылов не любил отвечать на вопросы, какие конкретные факты и кого он имел в виду в басне, иногда уверял, что изображал просто зверюшек. Но это, конечно, не так. В его баснях сочетаются правда и вымысел с чудесной живописностью языка. Меткие крыловские изречения давно перешли в пословицы и поговорки и стали народным достоянием еще при жизни знаменитого баснописца.
В баснях Крылова всегда напряженный и занимательный сюжет, мало повествования и еще меньше описаний, много диалогов, точной информации. Его басни очень легко запоминаются.
Благодаря своей красочности, лаконичности, заключенной в них мудрости басни Крылова не стареют. На них воспитывается каждое новое поколение, они по праву считаются достоянием и неотъемлемой частью национальной культуры.
«Слава же Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского… Но Крылов поэт не для одних детей: с книгой его басен невольно забудется и взрослый и снова перечтет им читанное им тысячу раз…».
Живая стихия крыловского языка открывала перед русской литературой плодотворный путь сближения с народной речевой культурой. Исследователи видят в творчестве Крылова и зарождение реализма, что проявляется, в частности, в характере комического (по определению Гоголя, это «смех сквозь слезы»).
Басни успешно прошли через несколько исторических эпох, не теряя популярности и тем подтверждая свою нужность обществу. Это явление искусства, заслужившего право на поучение.
И потому эти короткие и простодушные произведения вот уж двести лет помогают обличать отрицательные явления жизни – всякую неправду и всякое зло. Благодаря Крылову басня из низкого жанра перешла в самый высокий жанр поэзии. На тесной площадке басенного жанра он соединил, казалось бы, несоединимое и сделал это с блеском, достойным гения.
Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен, поэтому «нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей…».
Приложение 2
Иллюстрации к басням
Г. Нарбут. Лисица и виноград
Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица». Художник А. Чубукова. 2002
Г. Нарбут. И.А. Крылов
Иллюстрация к басне Эзопа и Лафонтена «Ворона и Лисица». Художник Вимар. Париж. 1898
Размещено на Allbest.ru
Читайте также:
Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области
«Технология», 8 класс
«Домашней экономика» - изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому ...
Содержание и методика опытной работы по развитию активного
словаря детей третьего года жизни посредством игрушки
Цель работы: подбор эффективных форм использования игрушки для развития активного словаря детей третьего года жизни. Развивающая программа была направлена на работу с детьми, в исследовании приняло участие и 20 детей (экспериментальная группа). Экспериментальное обучение состояло из системы занятий ...
Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими ...