Занимательный материал по басням

Страница 9

Уходят.

Мальчик, девочка и учитель выходят из укрытия.

Учитель. Вот вы и увидели, как рождается басня. Интересно было?

Девочка и мальчик (хором). Очень!

Учитель. Как вы думаете, а если бы то, что вы видели, было творческим конкурсом, кто бы стал его победителем?

Мальчик. Ясно, Крылов!

Учитель. Почему же ясно? Французы вряд ли бы с тобой согласились. А.С. Пушкин очень точно сказал по этому поводу: «Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочесть ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих народов. Некто справедливо заметил, что простодушие . есть врожденное свойство французского народа; напротив того, отличительная черта в наших нравах есть какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться; Лафонтен и Крылов – представители духа своих народов».

Девочка. А Эзоп?

Учитель. А Эзопа мы можем назвать отцом басни, как Геродота называют отцом истории, а Эсхила – отцом трагедии. Вот так-то, мои юные друзья. Теперь пора и в обратный путь.

Девочка. Жалко! Я бы еще хотела посмотреть, как рождаются басни.

Учитель. В другой раз. Да вон у тебя Васька на руках, а он тоже герой басни, и басню про него ты можешь увидеть даже у себя дома. Нужно только не прозевать.

Девочка. Правда? Это будет здорово!

Учитель. Надеюсь, мы не зря совершили сегодня путешествие в Край Говорящих Зверей. И вам будет что рассказать своим одноклассникам. Раздайте им тексты трех басен, которые вы недавно слышали, и вместе с ними и с учителем попробуйте сопоставить их, чтобы увидеть своеобразие каждой.

Мальчик. Посмотрим, что у нас выйдет.

Снова включается мелодия Сен-Санса или Мусоргского, как бы завершая игру-путешествие. Под нее мальчик и девочка раздают тексты ученикам, а учитель в это время принимает свой обычный вид.

Далее начинается конкретная аналитическая деятельность, которая опирается на следующие вопросы и задания.

Что одинаково во всех трех баснях? (Это повествование-рассказ на один и тот же сюжет).

В чем главное отличие басен Лафонтена и Крылова от басни Эзопа? (Это поэтические басни.)

Найдите в каждой басне мораль-поучение.

В какой из них она высказана слишком прямо, резко, «в лоб» и потому значение ее как бы сужено?

А где мораль имеет более широкий смысл и словно растворяется во всем тексте басни?

В басне Эзопа прямое предупреждение и своего рода руководство к действию: «Не верь врагам – проку не выйдет». То есть вынесен конкретный урок из конкретной ситуации.

У Лафонтена вывод шире: « .Всякий льстец / Кормится от тех, кто его слушает», то есть льстецы живут за счет тех, кому льстят. У Крылова же вывод еще более расширен: « .в сердце льстец всегда отыщет уголок», а значит, добьется всего, чего захочет. Таким образом, в баснях Лафонтена и Крылова мораль «растворена» во всем поэтическом тексте и имеет более обобщенное, расширительное значение.

Чем басня Лафонтена отличается от басни Крылова? Сравните обольстительную речь дядюшки Лиса Лафонтена и Лисицы Крылова.

У Лафонтена все происходит будто в придворном кругу, его герои изъясняются изысканным литературным языком:

Добрый день, благородный Ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, –

То вы – Феникс наших дубрав!

Крыловские герои пользуются живой разговорной речью, в которой много обращений (голубушка, светик, сестрица), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кусочек, близехонько, глазки, шейка, голосок и т.п.), просторечных слов (позадумалась, перушки, в зобу дыханье сперло, была такова и т.п.), метких образных выражений («Вещуньина с похвал вскружилась голова .», «И говорит так сладко, чуть дыша .»). Мы будто слышим героев русских народных сказок.

Кроме того, Крылов не только передает обольстительную речь Лисицы и внутреннее самодовольство польщенной похвалами Вороны, но и выразительно рисует их поведение, дает персонажам меткие характеристики, благодаря чему мы отчетливо видим всю картинку:

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло .

Какие слова и выражения помогают нам увидеть Лисицу и Ворону? (Лисица – «плутовка», она идет «на цыпочках», «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит», говорит с придыханием, «сладко чуть дыша», всем своим видом стараясь показать мнимое благоговение перед «царь-птицей». У Вороны же от такой сладкой лести «вскружилась голова» и «в зобу дыханье сперло» – теперь и она почти не дышит от самолюбования и гордости. Сравните с Вороном Лафонтена, который простодушно поверил придворному льстецу и в ответ на его дифирамбы захотел «блеснуть и голосом». Ворона просто каркнула от полноты чувств, а «Ворону этого показалось мало», и он решил подтвердить льстивую речь дядюшки Лиса .)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...

Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
К специфике труда педагога для учителя сельской школы добавляются еще некоторые особые условия, игнорирование которых может привести к серьезным просчетам в организации учебно-воспитательного процесса. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных от ...

Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru