Занимательный материал по басням

Страница 7

Девочка. Басня – это литературное произведение, в котором в иносказательной форме рассказывается какой-нибудь поучительный случай из жизни. И в конце обязательно есть нравоучение – мораль.

Мальчик. В басне часто вместо людей действуют звери, птицы, растения, предметы. (Ответы могут дополняться другими учениками.)

Девочка. Как интересно!

Мальчик. Еще бы! А ты боишься! Мы уже выбрали Край Говорящих Зверей. Туда и пойдем.

Звучит мелодия из «Карнавала животных» К. Сен-Санса или «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского, которая будто переносит всех участников в Край Говорящих Зверей.

Учитель. Вот мы и на месте.

Появляется Эзоп.

Девочка. Ой, какой страшньй!

Мальчик. Кто это?

Учитель. Тс-с! Это главный хранитель Края Говорящих Зверей. Он больше двух тысяч лет живет здесь и много знает про этих зверей и птиц, все их повадки и законы. Он может рассказать о них множество историй: ведь именно стал первым известнейшим баснописцем на Земле.

Мальчик. Значит, это Эзоп?!

Учитель. Он – собственной персоной! Но тише, сюда идут, а нам нельзя обнаруживать своего присутствия. Кажется, он не один. У него сегодня гости.

Появляется Лафонтен.

Девочка. А это кто?

Учитель. Это его знаменитый ученик из Франции – месье Лафонтен. Он часто бывает здесь, потому что любит басни Эзопа и пересказывает их по-своему на французский лад, придавая героям и их речи национальные черты.

Появляется Крылов.

Мальчик. Глядите, еще один герой!

Девочка. Ой, я, кажется, знаю, кто это. Это дедушка Крылов. В Петербурге, в Летнем саду, ему стоит памятник. Как похож!

Мальчик. Он тоже ученик Эзопа.

Учитель, Конечно! Все баснописцы – так или иначе ученики этого древнего человека, а он, между прочим, в свое время был всего лишь рабом, Но внимание! Сегодня вы увидите рождение басни, Смотрите: баснописцы уже затаились в кустах. Учащиеся, исполняющие роли Эзопа, Лафонтена и Крылова, собираются в стороне с бумагой и перьями в руках, что-то затевают). Спрячемся и мы! (Учитель и ученики садятся за парты).

Выходит ученик, играющий Ворону (его голову украшает шапочка с огромным желтым клювом), усаживается с «головкой сыра» на воображаемом дереве, и жестами и движениями выражает радость. Сбоку подкрадывается Лисица с пушистым хвостом. В этой инсценировке персонажи должны быть именно ворон с лисицей, в последующих инсценировках они принимают очеловеченный вид.

Лисица. Кажется, этому болвану сегодня крупно повезло. Экая добрая головка сыру! Будет несправедливо, если он достанется простофиле и олуху в то время, когда есть более достойные . (Указывает на себя). Надо восстановить справедливость. (Обращается умильным голосом к Ворону). О небо! Какой молодец передо мной! Какие перья! Блеск металла, бархат ночи! А клюв? Да нет, орлу далеко до этой царственной осанки, гордого взора . Все прекрасно, только почему-то молчит красавец . Да есть ли у него голос? Может, из-за этого он не владыка птичьего царства? Ведь будь у него могучий голос, никогда бы не бывать орлу царем птиц! Ах, какая досада .

Ворон (внимательно слушавший Лисицу – торжествующе). Каррр!

Сыр падает, Лисица хватает его и отбегает на приличное расстояние, облизывается, надкусывает сыр, поглаживает себя по животу.

Лисица. Н-да, голос у тебя мощный, но ума к нему недостает – это факт. Вот потому-то ты и не царь!

Ворон (жалобно). Карр! (Опускает стыдливо голову).

Ворон и Лисица удаляются, а баснописцы выходят из укрытия.

Эзоп. Видите, как бывает. Не верь врагам – проку не выйдет.

Лафонтен. Веселая история! Как же ты ее расскажешь, учитель?

Эзоп. Да попросту! Как все было, так и расскажу, у меня, как и положено в рассказе, будет завязка: «Удалось Ворону раздобыться куском сыра, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице». Потом дадим действию развиться: «Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то перьев самый царственный! Будь только у тебя голос – быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка». Теперь подойдем к пику действия – кульминации: «Попался Ворон на удочку. Решил он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр». Ну вот и развязка: «Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало"». И в заключение, как и положено, поучение: «Не верь врагам – проку не выйдет».

Лафонтен. Браво, учитель! Все гениальное просто. Нам всегда: есть чему учиться у великой Эллады. Только в нашей благословенной Франции все выглядело бы несколько иначе.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку
- Учить детей хлопать в ладоши под веселую мелодию, и с ее окончанием опускать руки на колени. "Полька", муз. Ю. Слонова; "Веселые матрешки", сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; "Камаринская", муз. П. Чайковского. - Учить детей вращать кистями рук. Поднять руки во врем ...

Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созда ...

Система специального образования в РФ
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. К их числу можно отнести: Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социального развития, О ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru